Определение народная медицина: ВОЗ | Народная медицина: определения

By | 09.04.2021

ВОЗ | Народная медицина: определения

Эти определения были сделаны в “Общем руководстве по методологиям научных исследований и оценке народной медицины”, опубликованном ВОЗ в 2000 году.

Народная медицина

Народная медицина представляет собой общий итог накопленных знаний, верований и навыков, основанных на теории, убеждениях и опыте коренных народов и представителей различных культур, независимо от того, можем мы их объяснить или нет, которые используются для поддержания здоровья, а также для профилактики, диагностики и улучшения состояния при физических и психических расстройствах.

Дополнительная или альтернативная медицина

Термины дополнительная и альтернативная медицина используются наряду с термином народная медицина в ряде стран для определения широкого набора существующих видов практики в сфере здравоохранения, которые не являются частью собственных традиций страны и не включены в основную систему медико-санитарной помощи.

Препараты из лекарственных растений

Препараты из лекарственных растений состоят из лекарственных растений, материалов растительного происхождения и готовых продуктов растительного происхождения, содержащих в качестве активных ингредиентов части растений, другие материалы растительного происхождения или их комбинации.

  • Лекарственные растения: включают растительный материал, такой как листья, цветы, фрукты, семена, стебли, древесину, кору, корни, корневища или другие части растений, которые могут использоваться целиком или в форме порошка.
  • Материалы растительного происхождения: помимо растений включают свежий сок, смолистые выделения, жирные и эфирные масла, смолы и сухие порошки лекарственных растений. В некоторых странах эти материалы могут обрабатываться местными производителями, сушиться, поджариваться, запекаться с медом, употребляться в составе алкогольных напитков и других материалов.
  • Препараты из лекарственных растений: составляющие основу готовых лекарственных средств, могут включать раздробленные или превращенные в порошок растительные материалы или экстракты, тинктуры, жирные масла, полученные из растительных материалов. Они производятся на основе экстракции, фракционирования, очистки, концентрации или других физических или биологических процессов. Они также включают препараты, приготовленные на основе вымачивания или подогрева материалов растительного происхождения в спиртных напитках и/или меду, а также в других материалах.
  • Готовые продукты растительного происхождения: включают препараты, приготовленные из одного или большего числа растений. В тех случаях, когда используется более одного лекарственного растения, может использоваться термин “смешанный продукт растительного происхождения”. Готовые растительные продукты и смеси растительных продуктов могут содержать также инертные составляющие, помимо активных ингредиентов. Вместе с тем, готовый продукт или смешанных продукт, к которому были добавлены какие-либо химически активные вещества, включая синтетические компоненты и/или отдельные составляющие других растительных материалов, не рассматриваются как продукты растительного происхождения.
Традиционное использование растительных лекарственных средств

Традиционное применение растительных лекарственных средств восходит к длительным исторически установленным традициям. Их использование четко определено и широко признается как безопасное и эффективное, и может быть разрешено национальными органами власти.

Терапевтическое воздействие

Под терапевтическим воздействием понимается успешная профилактика, диагностика и лечение физических и психических расстройств; улучшение симптомов заболевания; а также к изменения к лучшему или регулирование физического и психического состояния тела.

Активные ингредиенты

Определение активных ингредиентов относится к составляющим растительных лекарственных средств, обладающих терапевтическим воздействием. В растительных лекарственных средствах в тех случаях, когда активные ингредиенты были выделены, приготовление должно быть стандартизировано, чтобы определить дозу активных составляющих при наличии соответствующих аналитических методов. В тех случаях, когда невозможно определить активные ингредиенты, все растительное лекарственное средство может рассматриваться как один активный ингредиент.

За дополнительной информацией обращайтесь:

Д-р Xiaorui Zhang

Народная медицина, основные лекарственные средства и
политика в области лекарственных средств

ВОЗ/Женева

Факс: +41 22 791 4730

Эл. почта: [email protected]

Что значит народная медицина – Значения слов

совокупность накопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах, лекарственных травах и гигиенических навыков, а также их практическое применение для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней. Передававшиеся из поколения в поколение устным путём, эти сведения нашли отражение в народных обычаях, пословицах, поговорках, преданиях и закреплены в ряде письменных источников (лечебники, травники и др.).

При первобытнообщинном строе Н. м. была единственным видом медицины ; первобытные люди умели лечить переломы, вправлять вывихи, имели представления о растениях, обладающих болеутоляющим действием, понимали целебное значение солнечных лучей и воды. С разделением общества на классы Н. м. получила распространение главным образом среди неимущего населения, существенное влияние оказывали на неё суеверия, мистические представления, открывавшие дорогу знахарству .

Медицина Древнего мира широко использовала опыт Н. м. Так, богатым арсеналом лекарственных веществ, применявшихся в разнообразных формах (микстуры, втирания, компрессы и т.п.) пользовались врачи Двуречья. Египтяне применяли с лечебной целью опий. Тибетская буддийская медицина видела основу терапии в использовании природных средств: «Нет в природе такого вещества, которое не годилось бы в качестве лекарственного средства».

Народная гигиена ≈ наиболее древняя отрасль Н. м. ≈ заложила основу знаний, на которой развилась впоследствии научная гигиена . Выработанные эмпирическим путём гигиенические меры уже при рабовладельческом строе вошли в законодательства отдельных стран. Так, вавилонское законодательство о «седьмом дне», в течение которого запрещались все виды работ, явилось своеобразной регламентацией труда и отдыха. Литературные памятники Древней Индии содержат множество сведений о влиянии климата и времён года на состояние здоровья, о гигиене тела, значении физических упражнений и правильного питания для поддержания здоровья. Тибетская медицина придавала большое значение воздействию на организм чистого воздуха и солнечных лучей, китайская народная гигиена ≈ здоровому сну, чистоплотности и умеренности в еде.

Сведения, накопленные Н. м., отражены в произведениях крупнейших врачей Древнего мира ≈ Гиппократа и Галена , а в последующем ≈ в трудах Ибн Сины и многие др. Научная медицина применяла и применяет многие лечебные методы Н. м., например иглотерапию. В течение многих столетий у жителей Восточной Африки бытовал обычай лечить прогрессивный паралич при помощи лихорадочного состояния (больных сифилисом посылали в болотистые местности, где они заболевали тропической лихорадкой). Кесарево сечение с успехом практиковалось жителями Центральной Африки и т.д.

В России использовали полынь при лихорадке, берёзовый сок для лечения гнойных ран, дёготь как дезинфицирующее средство, бруснику, морошку, рябину при цинге и т.д. Многие обычаи и пословицы русского народа пропагандируют гигиенические меры: «Живи разумом ≈ и лекарство не надобно», «От хождения в лазьню (мыльню) тело чисто живёт» и т.п. Запреты, облечённые на Руси в форму «греха», а у многих народов в форму «табу», зачастую выражают гигиенические требования. Так, обычай есть яблоки лишь после «освящения» их в праздник Спаса по существу предостерегает от употребления в пищу недозрелых плодов; представление о «сглазе» новорождённого способствовало профилактике переохлаждения или заражения ребёнка при рассматривании его посторонними. Русские обычаи и поговорки, имеющие гигиеническое значение, собраны В. И. Далем в сборнике «Пословицы русского народа», где выделены в отдельный раздел «Здоровье и хворь».

Классики русской медицины М. Я. Мудров , Ф. И. Иноземцев , С. П. Боткин , Г. А. Захарьин и их ученики изучали Н. м. и вводили в практику некоторые её приёмы. Историкам медицины Л. Ф. Змееву и Г. И. Скориченко принадлежат оригинальные исследования, касающиеся Н. м. Традицией русской медицины были уважение к рациональным основам Н. м. и непримиримая борьба с псевдоносителями Н. м. ≈ знахарями, шаманами, «бабками» и т.п.

Научная медицина в СССР берёт из тысячелетнего народного опыта всё ценное и рациональное. Для изучения лекарственной терапии травами создан научно-исследовательский институт лекарственных растений. В то же время врачевание незаконное лицами, не имеющими медицинского образования, запрещено законодательством СССР.

Лит.: Чаруковский А., Народная медицина, примененная к русскому быту и разноклиматности России, ч. 1≈5, СПБ, 1844≈1847; Скориченко-Амбодик Г. Г., Доисторическая медицина, СПБ, 1895; Змеев Л. Ф., Чтение по врачебной истории России, СПБ, 1896; Попов Г., Русская народно-бытовая медицина, СПБ, 1903; Российский Д. М., История всеобщей и отечественной медицины и здравоохранения. Библиография (996≈1954 гг.), М., 1956; Цзинь Синь-Чжун. Китайская народная медицина, М., 1959; Богоявленский Н. А., Древнерусское врачевание в XI≈XVII вв., М., 1960; Петров Б. Д., Очерки истории отечественной медицины, М., 1962.

В. А. Базанов.

Лекция 1, лекция народная медицина. – Народная медицина. Всё о народной медицине. Средства и методы лечения народной медициной

Лекция 1, лекция народная медицина.

Методическая разработка лекции «История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе»составлена на основании примерной программки дисциплины «История медицины» (М.,2011г.) и учебного плана в согласовании с требованиями Федерального муниципального образовательного эталона III поколения высшего проф образования по направлению подготовки (специальности) 060105 – Педиатрия (М. 2010г.).

Рецензент: Р.М. Мустафин – доктор кафедры публичного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела, д.м.н.

Козеева А.Д.– старший педагог кафедры публичного здоровья и организации здравоохраненияс курсом народная медицина ушибы и ссадины менеджмента сестринского дела, к.м.н.

Утверждено на заседании кафедры публичного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела, протокол № 9 от «10 » февраля 2012г.

1. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ: Показать значение истории медицины в воспитании врача-педиатра. Ознакомить с периодами глобальной истории медицины.

Раскрыть воздействие религиозных представлений на зарождение целебной помощи, гигиены в недрах первобытного общества.

История медицины – наука, изучающая развитие мед науки и практики в разных общественно-экономических формациях в неразрывной связи с общей историей культуры народов.

Она дает возможность на базе исследования прошедшего мед науки и практики верно оценить заслуги современной медицины, чтоб предугадать ее развитие в дальнейшем.

История медицины, как предмет преподавания, является научным проф введением в специальность.

Исследование истории народная медицина укрепление волос медицины имеет огромное значение для формирования научного миропонимания, исторического мышления, расширения теоретических познаний грядущего доктора, воспитания у него эмоций гуманизма, интернационализма, патриотизма. Совместно с тем, познание истории помогает проследить преемственность поколений в мед науке и практике.

Историю медицины делят на общую и личную. В задачку общей истории медицины, составляющей самостоятельный раздел преподавания, заходит исследование вопросов, раскрытие которых дает возможность выявить методологические и естественнонаучные базы медицины разных эпох, важные тенденции и направления ее развития, способы подходов к решению тех либо других явлений общемедицинского нрава. Общая история медицины является связывающим звеном меж всеми предметами, которые изучаются в мед вузе.

Личная история медицины изучает появление и развитие отдельных мед дисциплин, биографии ученых, их вклад в науку, формирование и развитие научных школ, историю мед учреждений и т.д. Вопросы личной истории медицины разных мед специальностей изучаются на соответственных медико-биологических и клинических кафедрах. Любая кафедра на проф уровне должна познакомить студентов с достижениями в собственной области медицины. Преподавание современной истории мед дисциплин – это задачка соответственных кафедр.

Преподавание общей и личной истории медицины составляет систему историко-медицинского образования грядущего доктора, в какой заключается смысл непрерывного исторического образования в мед вузе.

История медицины народная медицина улучшение памяти как наука, изучающая развитие мед теории и практики, тесноватым образом связана с развитием общества, сменой общественно-экономических формаций, историей культуры народов.

Изучая прошедшее медицины, мы можем оценить заслуги современной медицины и проследить перспективы ее развития.

Познание народная медицина укус насекомого истории медицины имеет огромное значение для формирования миропонимания грядущего доктора, обогащая его теоретическими познаниями, умением рассматривать происходящие действия, воспитания чувства гуманизма и патриотизма.

Прошедшее медицины воссоздается на базе исследования фактов, источников. Все исторические источники делятся на 7 главных групп: письменные, вещественные (вещественные), этнографические, устные (фольклорные), лингвистические, кинофотодокументы, фонодокументы.

Письменные источники – это рукописный либо печатный документ, выполненный на папирусе, керамике, бумаге, камне, глине, дереве, коре и др. Они могут быть подлинными либо копиями.

Вещественные (вещественные) источники, основную часть которых составляют археологические монументы, включают и антропологический материал (ископаемые останки человека). Наука, которая занимается исследованием заболеваний старых людей по костным останкам, именуется палеопатологией.

Этнографические источники охарактеризовывают явления культурной и публичной жизни, унаследованные населением земли от предыдущих эпох. К ним относятся суеверия, ритуалы, верования, обычаи, поверия и т.д.

Устные (фольклорные) источники – это сделанные народом и характеризующиеся устной формой передачи образов реальной реальности.

Фонодокументы охота и рыбалка народная медицина показывают звуковую сторону исторического факта и представляют собой фонограмму, сделанную в момент действия.

Когда появилась медицина, точнее сказать, зачатки мед помощи, точно непонятно. Существует огромное количество воззрений, теорий по этому поводу.

Часто встречающаяся версия: медицина появилась сразу с появление человека, выходит, что медицина появилась за несколько сотен тыщ лет до нашей эпохи. Если же обратимся к словам известного, большого ученого И. П. Павлова, то он писал: «Медицинская деятельность – ровесница первого человека».

Следы первой мед помощи были обнаружены в период первобытно-общинного строя. Нужно сказать, что первобытно-родовая община переживала в собственном развитии два периода:

1) люди стали жить маленькими общинами, которые потом разделялись на роды, также родовые союзы;

3) возникновение бронзы (отсюда заглавие «бронзовый век»), а после возникновение железа. Фактически говоря, это и изменило уклад жизни. Дело в том, что начала развиваться охота, а потому что охота является уделом парней, то произошел переход к патриархату народная медицина улучшаем память.

С возникновением разных орудий возросло число травм, которые могли получить люди. Если направить внимание на наскальные картинки, то ясно видно, что охота, разные военные схватки доставляли людям много проблем и, естественно, травм, ранений и т. д. Тут можно созидать примитивные приемы первой мед помощи – извлечение стрелы и т. д.

Нужно увидеть, что вначале никакого разделения труда как такого не было. За длительное время до начала цивилизации и образования страны, а в особенности в период матриархата дамы были собственного рода хранительницами домашнего очага – это включало в себя заботу об общине, племени, также оказание мед помощи. Подтверждением этому можно считать то, что в наши деньки в приморских степях и других местах первых поселение находят каменные изваяния – грубые фигуры дам – хранительниц племени, рода и т. д.

Последующим периодом развития было получение людьми огня. Обратимся к словам Ф. Энгельса: «…Добывание огня трением в первый раз доставило человеку господство над определенной силой природы и тем совсем отделило человека от животного царства». Вследствие того что люди получили огнь, их еда стала более различной. На самом деле, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При всем этом культ и значение дам как хранительниц очага и лекарей ослабел. Невзирая на это, дамы продолжали собирать растения, которые потом употребляли в еду. Обнаружение ядовитого и целебного параметров растений происходило чисто эмпирическим методом.

Так, из поколения в поколения передавались и скапливались познания официальный веб-сайт народная медицина о растениях, о том, какие их их можно употреблять в еду, какие нет, какие можно использовать для исцеления, а какие не следует. Опытным же методом к растительным средствам добавлялись целительные средства животного происхождения (к примеру, такие как желчь, печень, мозг народная медицина уход за волосами, костная мука и т. д.). Первобытным человеком также были увидены минеральные средства исцеления и профилактики. Посреди минеральных средств исцеления и профилактики можно обозначить очень ценный продукт природы – каменную соль, также другие минералы прямо до драгоценных. Нужно сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минералами, сначала драгоценными.

В связи с переходом к оседлому стилю жизни роль дам, а именно финансовая, уменьшилась, зато мед сохранялась и даже укрепилась. С течением времени мужик становился владельцем племени, рода, а дама оставалась хранительницей домашнего очага.

История медицины насчитывает всего несколько 1000-летий. Невзирая ни на что, медицина первобытных общин все-же заслуживает сурового внимания и исследования. Ведь вот тогда появилась и начала развиваться народная медицина. Познания людей, приобретенные эмпирическим способом, скапливались, способности врачевания совершенствовались, сразу с этим стал появляться вопрос о причинах болезней. Естественно, люди тех пор не имели такового арсенала познаний, как официальный веб-сайт народной медицины сейчас, и не могли разъяснить появление заболеваний с научной точки зрения, потому причинами заболеваний люди считали какие-либо волшебные силы, которые неизвестны человеку. С другой точки зрения волшебное разъяснение причинам заболевания люди находили позднее, а начальные разъяснения носили чисто материалистический нрав, который был связан с опытом добывания средств жизни. В период позднего матриархата, когда благополучие и жизнь становились все более зависимыми от результатов охоты, появлялся культ животного – тотема. Тотемизм от индейского, обозначает «мой род». Нужно также отметить, что до недавнешнего времени, а у краснокожих в Америке и до сего времени наименования племен были связаны с заглавием какого-нибудь животного либо птицы, охота на которых давала еду племени – племя мортышки, племя быка и т. д. Больше того, некие даже связывали свое происхождение с любым животным. Такие представления именуются анималистическими. Отсюда же и ношение амулетов. Не считая всего этого, люди не могли не замечать деяния погодных критерий на жизнь, здоровье.

Существует мировоззрение, что первобытные люди были очень крепки здоровьем. Дело в том, что, естественно, не было тогда воздействия на людей неблагоприятных причин техногенного нрава – загрязнения воздуха и т. д. Но они повсевременно боролись за свое существование с природными критериями, также болели заразными заболеваниями, гибли в войнах вместе, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть мировоззрение, что средняя длительность жизни людей тех пор составляла 20–30 лет. Сейчас обратимся к такому понятию, как отхаркивающее в народной медицине палеопатология.

1. Палеопатология – это наука, которая изучает нрав болезней и поражений старых людей. Посреди этих болезней можно именовать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит, периоститы, рахит, переломы костей и т. д.

По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. конкретное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позднее анимизм.

2. Анимизм – одухотворение всей природы, заселение ее разнообразными духами и сверхъестественными созданиями, как будто действующими в ней.

Уже во времена патриархата появился так именуемый культ предка. Предок, т. е. уже какая-то отдельная личность, может даже и рожденная фантазией человека, мог стать предпосылкой заболевания, мог вселиться в тело какого-либо человека и терзать его, вызывая заболевания. Соответственно, для того чтоб недуги закончились, предка нужно задобрить жертвоприношением или изгнанием из тела. Так, можно сказать, что такие представления почти во всем легли в базу религии. Появились шаманы, которые и были «специалистами» по изгнанию либо задабриванию духов.

Таким макаром народная медицина укусы насекомых, совместно с материалистическими представлениями и зачатками познаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взоры. Все это сформировывает народное врачевание. В деятельности народных целителей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное.

Хотя, естественно, до сего времени есть знахарки, которые ограничиваются обычным собиранием травок, изготовлением снадобий и т.д. без «теоретических и религиозных» верований.

С понятием «народная медицина» очень плотно сплетено понятие народной гигиены, отделение которой от медицины очень условное, так как традиции и правила, наблюдения о вреде нечистого воздуха, воды, плохого питания и другого, вошли отхаркивающие в народной медицине в арсенал народной медицины и использовались в лечении и профилактике разных заболеваний.

Народная медицина – это способы оздоровления, профилактики, диагностики и исцеления, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Русской Федерации.

Сейчас нужно обусловиться, можно ли именовать народную медицину классической. Дело в том, что обычная медицина развивалась, вроде бы выйдя из недр народной медицины. Так, с этой точки зрения будет правильным гласить о классической народной медицине.

Таким макаром, зачатки мед науки появились совместно с возникновением человека, и с самого начала медицина была народной, потому что осуществлялась знахарями, лекарями и т.д. при помощи разных снадобий растительного, животного, минерального происхождения, также с применением простых «медицинских инструментов» для наложения повязки при лечении переломов и ран, кровопусканий, трепанации черепа и т.д

Лисицын, Ю.П.История медицины [Текст]. учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М. ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 400 с.

Башкирский Муниципальный Мед институт в годы народная медицина укрепление десен Величавой Российскей войны [Текст]. посвящается 65-летию Победы в Величавой Российскей войне. сборник биографической инфы / ГОУ ВПО БГМУ ; редколл. В. М. Тимербулатов [и др.], ред. Н. А. Брагина. – Уфа. БГМУ, 2010. – 200 с.

История медицины Башкортостана [Текст]. учебное пособие / Башк. гос. мед. ун-т ; сост. Н. Х. Шарафутдинова, М. Ю. Павлова, А. С. Рахимкулов. – Уфа. Изд-во БГМУ, 2007. – 98 с.

Конюс, Э. М. Истоки российской педиатрии [Текст]. научное издание / Э. М. Конюс. – М. Здоровье-Инвест, 2007. – 349 с.

Кто есть кто в современной медицине [Текст]. биографическое многотомное издание / сост. С. М. Семенов, М. И. Копышта, Н. А. Терешкова. – М. МОБЦ, 2004- Вып. 1. – 2004. – 655 с.

Кулагина, А. А. Мед наука и практика в Башкирии в годы Величавой Российскей войны [Текст]. сборник / А. А. Кулагина. – Уфа. Вост. ун-т, 2005. – 72 с.

Кулагина, А.А. Становление русского народная медицина успокоить нервишки здравоохранения в Башкирии (1917- 1941) [Текст]. лаконичный исторический очерк / А. А. Кулагина. – Уфа. [б. и.], 1990. – 63 с.

Лисицын, Ю.П. История медицины. Лаконичный курс [Текст]. учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М. Гэотар Медиа, 2010. – 304 с.

Медицина и императорская власть в Рф. Здоровье императорской семьи и мед обеспечение первых лиц Рф в XIX – начале XX века [Текст]. по материалам деятельности Придворной мед части Министерства Правительского двора Его Правительского Величества. 1 января 1843 г. – 15 июня 1918 г. / А. Н. Девятов [и др.] ; под ред. Г. Г. Онищенко. – М. МедиаПресс, 2008. – 326 с.

Мирский, М.Б. История медицины и хирургии [Текст]. учебное пособие для студ. мед. вузов / М. Б. Мирский. – М. Гэотар Медиа, 2010. – 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

Нобелевские премии по физиологии либо медицине за 100 лет [Текст]. научное издание / А. Д. Ноздрачев, А. Т. Марьянович, Е. Л. Поляков и др. – 2-е изд. – СПб. Гуманистика, 2003. – 752 с.

Павлов И. П. – 1-ый Нобелевский лауреат Рф [Текст]. биография отдельного лица / А. Д. Ноздрачев [и др.]. – СПб. Гуманистика, 2004 -. – (Серия изданий по истории нобелевского движения как общественного парадокса XX века). – Т. 1. Нобелевская эпопея Павлова. биография отдельного лица. – 2004. – 527 с.

Павлов И. П. – 1-ый Нобелевский лауреат Рф [Текст]. биография отдельного лица / А. Д. Ноздрачев [и др.]. – СПб. Гуманистика, 2004 -. – (Серия изданий по истории нобелевского движения как общественного парадокса XX века).- Т. 3. Ученики и последователи Павлова. биография отдельного лица. – 2004. – 543 с.

Петров, Б. Д. От Гиппократа до Семашко [Текст]. преемственность мыслях (очерки и портреты). [монография] / Б. Д. Петров. – М. Медицина, 1990. – 168 с.

Сперанский, Г. Н. Московские педиатрические школы [Текст]. брошюра / Г. Н. Сперанский. – М. Медгиз, 1949. – 32 с.

Сточик, А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии [Текст]. курс лекций / А. М. Сточик. – М. МГП “ЭРУС”, 1991 народная медицина улучшение волос – Вып. 1. Становление человека и людского общества; Появление медицины. курс лекций. – 1991. – 29 с.

Медицина – народная, традиционная, научная. — КиберПедия

Существует оригинальная классификация современной медицины, разделенная на три большие группы: народную, традиционную и научную. Народная медицина – понятие достаточно широкое и исторически более древнее, или как еще говорят «народная медицина – ровесница человека на земле».Это понятие включает в себя общность средств и приемов народного врачевания накапливаемых в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества. Это явление универсальное, она существовала во все периоды истории человечества и у всех народностей. Ее опыт умножался с тысячелетиями, передавался из поколения в поколение.Народнаямедицина не дошла до наших современников в первозданном виде, ведь на протяжении столетий ее оценка была неоднозначной от преклонения до забвения. Народная медицина вобрала в себя как рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного или минерального происхождения, психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические навыки), так и иррациональные возникшие как закономерный результат превратного миросозерцания могучей и непонятной природы. Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали впоследствии одним из истоков традиционной, а впоследствии и научной медицины.

Традиционная медицина – понятие более узкое, более конкретное и исторически более молодое. Появилось на Земле около 3 тысяч лет назад. В ее основе лежит стройное философское, а точнее религиозно-философское учение в котором переплетаются как эмпирический опыт народного врачевания данного этноса, так и традиционный опыт врачевания. Время формирования систем традиционной медицины в разных странах практически всегда совпадало с периодом становления цивилизаций и государственности. В отличие от народного врачевания носителями традиционной медицины являются профессионалы – люди, осознанно формировавшие элементы системы. Здесь многовековой опыт хранился в кругу посвященных, передавался от учителя к ученику. Классическими примерами традиционной медицины являются китайская, аюрведическая, тибетская традиционные системы.

Научная медицина теснейшим образом связана научным экспериментом, в ходе которого проверяются эмпирические знания и философские идеи, создаются стройные научно (экспериментально) обоснованные концепции, гипотезы, теории. Научная медицина и ее методы не являются традиционными т.е. связанными с какой-либо одной культурой и ее традиций. Научная медицина является интернациональной и в наши дни ее достижения быстро становятся достоянием различных народов земного шара. Период развития научноймедицины укладывается всего в несколько столетий. Это понятие еще более узкое, хотя интернациональность, динамичность и обоснованность научных методов открывают перед человечеством широкие перспективы. В настоящее время понятие «медицина» объединяет в себе науку и практическую деятельность по предупреждению и лечению болезней.


Союз народной, традиционной и научной медицины открывает перед человечеством широкие перспективы лечения и предупреждения болезней методами сообразными с природой и не нарушающими взаимодействия человека с окружающим миром.

 

Медицина народная, традиционная, научная

Медицина
Характеристика
Народное
врачевание
Традиционная
медицина
Научная
медицина
Период развития Более 2 млн. лет Около 3 тыс. лет Несколько столетий
Философская основа  
—–
Религиозно-философское учение Философская концепция
Истоки развития Эмпирический опыт народа Эмпирический опыт, народное врачевание Народное врачевание, традиционная медицина, экспериментальный метод
Характеристика
развития
Мобильность Стабильность Динамичность
Распространение Повсеместное Локальное Интернациональный характер
Деятели Коллективное врачевание, Знахари Профессионалы традиционной медицины Профессионалы-врачи
Обучение Коллективный опыт, индивидуальное обучение Школы традиционной медицины Высшие медицинские учебные заведения (университеты, интитуты, академии)

Вопросы для самоконтроля.

 

1. Периодизация и хронология всемирной истории медицины.

2. Охарактеризовать период матриархата и зарождение коллективного врачевания.


3. Период патриархата. Зарождение культов и фантастических верований.

4. Хирургические приемы врачевания в период первобытнообщинного строя.

5. Дать определение «народное врачевание», «традиционная медицина», «научная медицина».

 

Медицина народная, традиционная, научная (в современном мире) — Студопедия

В современном мире существуют три глобальных направления медицин­ской деятельности: народная медицина (правильно — народное врачевание), традиционная медицина и научная медицина (табл. 2).

Народное врачевание (народная медицина) — понятие достаточно широ­кое и исторически более древнее. Оно включает в себя совокупность средств и приемов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества от возникновения человека (более 2млн лет тому назад) до наших дней.

На заре человечества, в первобытную эру, врачевание было коллективным занятием всех общинников — поистине народным врачеванием.

Народная медицина — ровесница человека на Земле. Об этом писали Л. Морган, Э. Тейлор, R.S. Solecki, В.П. Алексеев и многие другие исследова­тели первобытной культуры. Более того, народная медицина — явление универ­сальное; она существовала во все периоды истории человечества, у всех народов мира.

8Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. 2-е изд. – Т. 20. -С. 118.

Ее опыт умножался с тысячелетиями, передавался из поколения в поколе­ние, хранился в кругу посвященных, развивался одними и уничтожался другими. Она не дошла до нас во всем своем великолепии и могуществе, — многое утраче­но, уничтожено, забыто на тернистом пути истории, ведь оценка народной меди­цины на протяжении столетий была неоднозначной: от преклонения до забве­ния. И это понятно. Народное врачевание вобрало в себя как рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного, минерального происхождения; психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические на­выки), так и фантастические (иррациональные), возникшиекак закономерный результат превратного миросозерцания могучей и непонятной природы.



Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали впоследствии одним из истоков традицион­ной, а затем и научной медицины. В то же время, магические ритуалы и ирра­циональные приемы первобытного врачевания, явились предметом критиче­ской оценки, и в определенных исторических условиях служили поводом для борьбы с народным врачеванием.

Традиционная медицина – понятие более узкое, более конкретное и исто­рически более молодое. В ее основе всегда лежит стройное философское, а точнее религиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного этноса. Без философской концепции, которая определяет место человека (микрокосмоса) в окру­жающем мире (макрокосмосе), не может быть традиционной медицины. И поскольку традиционная медицина развивается в русле традиции, которая стабильна, она мало меняется с течением веков и даже тысячелетий (классиче­ский пример — традиционная китайская медицина). Иными словами, тради­ционная медицина жизнеспособна там, где есть очаг и носители данной куль­туры — т.е. у себя на родине. Это не исключает возможностиее распростране­ния и в других регионах земного шара, но на родине она всегда будет эффек­тивнее и жизнеспособнее. Вдали от очага этнической традиции она обречена на гибель.


Время формирования систем традиционной медицины в разных странах практически всегда совпадало с периодом становления цивилизаций и госу­дарственности — временем, когда устанавливалисьих общественные традиции и законы, формировались религиозные представления и философские учения.

Классическими примерами традиционной медицины являются китайская, аюрведическая, тибетская традиционные системы.

И народное врачевание, и традиционная медицина являются истоками на­учной медицины.

Научная медицина теснейшим образом связана с научным эксперимен­том, в ходе которого проверяются эмпирические знания и философские идеи, создаются стройные научно (в смысле экспериментально) обоснованные кон­цепции, гипотезы, теории. Научная медицина и ее методы не являются тради­ционными, т.е. связанными с какой-либо одной культурой и ее традицией. Бо­лее того, научная медицинаинтернациональна по своей сути, — в наши дни ее достижения быстро становятся достоянием различных народов Земного шара. Цель естественных наук — объективное исследование природы и законов ее развития. На всех континентах земного шара это исследование идет на основе методов, которыми владеет современная наука.

Итак, научная медицина — нетрадиционна в историческом контексте. Сле­довательно, ее современная «альтернатива» (например, применение метода чжэнь-цзю) на может называться «нетрадиционной» медициной. Бытующее в среде непрофессионалов название «нетрадиционная» медицина (в смысле: «отличная от привычной для нас (!) научной медицины») исторически близо­руко и, следовательно, неправомерно, — именно эти так называемые «нетра­диционные методы» чаще всего и оказываются методами традиционной ме­дицины(иглоукалывание, прижигание, массаж, гипноз, фитотерапия и многие другие).

Что же тогда имеет право называться «нетрадиционной» медициной? Прежде всего это — научная медицина; она вне какой-либо одной традиции, т.е. нетрадиционна (можно сказать: космополитична). В Китае по сей день существуют и традиционная, и нетрадиционная медицина: традиционная ки­тайская и нетрадиционная научная (главным образом, европейская) медици­на. Преподаются они в различных медицинских школах и вузах, однако на практике тесно связаны между собой. Таким образом, медицина в Китае стоит сегодня «на двух ногах».

Научное взаимодействие между народной, традиционной и научной меди­циной открывает перед человечеством широкие перспективы лечения и преду­преждения болезней методами, сообразными с природой, не нарушающими взаимодействия человека с окружающим миром.

Народная, или традиционная, медицина: что за зверь?

Подписывайтесь на наш канал:

19 ноября 2018 года я имела честь принять участие в парламентском круглом столе Комитета Государственной думы по охране здоровья на тему «Традиционная медицина в России: законодательные аспекты». В моем докладе я затрагивала тему неопределенности законодательной дефиниции «народная медицина», однако ограниченное время выступления не дало мне возможности выразить все мысли, имеющиеся по данному вопросу. Поэтому я решила в формате видеоролика немного продолжить данную, на мой взгляд, важную тему.

Начну с того, что сама сфера народной медицины крайне неоднородна, также крайне противоречиво отношение к ней со стороны общества. Среди наших граждан мы можем встретить как ярых сторонников, так и принципиальных противников народной медицины. И такое разделение совершенно не связано с категориями «врачи» и «пациенты». Встречаются и врачи, признающие эффективность народной медицины, и пациенты, категорически не доверяющие ей.

Мне кажется, что такое отношение не в последнюю очередь обусловлено тем, что ни у населения, ни у врачей нет четкого понимания, что именно такое народная медицина и чем она отличается, с одной стороны, от обычной медицины, а с другой — от религиозно-магических практик. Именно такое непонимание приводит к тому, что представители власти в субъектах РФ просто-напросто боятся выдавать такие разрешения. Во многих регионах РФ даже отсутствуют нормативно-правовые акты, предусматривающие процедуру выдачи подобных разрешений.

Это значительно осложняет применение народной медицины, более того — переводит ее в теневой сектор. Хочу сразу заметить, что, по моему мнению, не следует относиться к народной медицине как к чему-то несерьезному, сродни плацебо. То, что некоторые методики традиционной медицины не нашли отражения в современной науке, еще не свидетельствует об их неэффективности. В свое время (в 1772 г.) Французская академия наук отвергла существование метеоритов, как «противоречащее данным современной науки», заклеймив рассказы о них суевериями и слухами. В отчете комиссии по исследованию этого явления, вышедшем за подписью самого Лавуазье, бескомпромиссно утверждалось: «Падение камней с неба невозможно, так как наука давно доказала отсутствие небесной тверди». Конечно, история расставила все по своим местам, и сейчас это только забавный курьез. Но мы не можем ручаться, что подобного не произойдет и со многими разделами народной медицины.

Что говорит закон о народной медицине

К сожалению, ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» в его действующей редакции не способен помочь нам разобраться, что же в действительности относится к народной (или традиционной, как ее еще называют) медицине, а что нет. Часть 1 статьи 50 ФЗ № 323 дает нам следующую дефиницию: «Народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья». Она вызывает больше вопросов, чем ответов.

Итак, «народная медицина — это методы оздоровления». Но что такое «методы оздоровления»? Является ли это словосочетание синонимом методов лечения, или это какие-то отдельные методы? Следует ли понимать это определение как такое, что выводит народные методы диагностики из-под определения народной медицины. Ведь если «оздоровление» еще можно ассоциировать с лечением и профилактикой, то диагностика — это совершенно другой вид деятельности, никак не упомянутый в дефиниции народной медицины.

Наконец, следует обратить внимание на то, что народной медициной признаются не все методы оздоровления, а лишь те из них, которые утвердились в народном опыте. Однако что понимать под «народным опытом»? Это должны быть обычаи, распространенные на территории всего субъекта РФ, или же достаточно, чтобы они были распространены среди граждан одной из национальностей, проживающих на территории РФ. А можно ли считать «народным опытом» методы оздоровления, которые распространены лишь среди жителей 2-3 смежных населенных пунктов? А лишь среди жителей одного поселка? Кроме того, как понимать «утвердились»? Их должны использовать на протяжении 100 лет? Или 200? Или 500? А может, наоборот, достаточно, чтобы метод оздоровления практиковался на протяжении 10 лет?

Такие вопросы не случайны. Мировая практика имеет примеры неопределенных дефиниций, однако, как правило, они распространены в правовых системах общего права и дополнительно конкретизируются решениями высших судов. Например, в английской правовой системе имеется норма, согласно которой местные обычаи (local customs) имеют силу закона, если они существуют «с незапамятных времен» («since time immemorial»). На первый взгляд данная конструкция весьма похожа на наш случай: «утвердились в народном опыте» кажется синонимом «существуют с незапамятных времен». Не исключено, что при составлении определения народной медицины учитывался и английский опыт законотворчества. Однако совершенно забывается о том, что высшие суды Англии ограничивают применение рассматриваемой нормы, устанавливая четкую грань «незапамятных времен» — раньше 1189 года. На любые обычаи, которые возникли позже, правовая норма не распространяется. Например, в деле «Симпсон против Уэллса» (Simpson vs Wells) суд не принял во внимание устойчивый характер обычая, поскольку он возник в 14-м веке, то есть уже после 1189 года. В российской же правовой системе решение о том, «утвердился ли конкретный метод оздоровления в народном опыте», будет приниматься представителем регионального органа здравоохранения (а в спорных ситуациях — судом) каждый раз индивидуально, исходя из личных взглядов и предпочтений. Это никак уж не будет способствовать унификации правового регулирования деятельности в сфере народной медицины.

Разграничение обычной и народной медицины

Нет никакой ясности и с тем, как разграничить обычную профессиональную и народную медицину. Общероссийский классификатор занятий, введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст, скорее запутывает, чем проясняет ситуацию. ОКВЭД выделяет две профессиональные группы, занимающиеся народной медициной.

  • Первая из них (код 3230) — лекари народной медицины и целители, к которым относятся костоправ, лекарь-фитотерапевт, целитель народными методами.
  • Вторая (код 2230) — высококвалифицированные целители и практики альтернативной и народной медицины.

Начнем с первой категории, то есть с лекарей народной медицины и целителей, к которым относятся костоправы, лекари-фитотерапевты, целители народными методами. ОКВЭД указывает, что в обязанности этих пациентов входит, в частности, назначение лечения с помощью лекарственных трав в соответствии с терапевтическими схемами и процедурами. Отметим, однако, что фитотерапия является стандартной медицинской услугой, упомянутой в Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н. Это создает некоторые предпосылки для преследования народного целителя — фитотерапевта за осуществление медицинской деятельности без лицензии.

С другой стороны, нельзя не отметить, что в траволечении нередко применяются растения, содержащие сильнодействующие и/или опасные вещества (алкалоиды, эфирные масла и т. д.). Их применение требует значительных медицинских знаний, точного расчета дозировок, учета показаний и противопоказаний, в некоторых случаях — постоянного мониторинга состояния пациента. Так, мне представляется весьма сомнительным то, что закон разрешает лицам без медицинского образования проводить лечение, скажем, настоем наперстянки (формально это также траволечение). Да и тот же отвар зверобоя, который нередко назначают фитотерапевты, имеет ряд серьезных противопоказаний.

Следует обратить внимание и на то, что ОКВЭД включает в обязанности народных целителей «осуществление ухода и лечения физических травм, связанных с вправлением и исцелением переломов и вывихов костей, на основе традиционных методов физического воздействия и травяной терапии». Данные виды медицинских услуг также входят в Номенклатуру медицинских услуг (A16.04.018 — вправление вывиха сустава, A15.04.001 — наложение повязки при вывихах (подвывихах) суставов, A21.03.001 — массаж при переломе костей и т. д.). Таким образом, если врач-травматолог в нерабочее время неудачно вправит вывихнутый сустав своему знакомому, это будет квалифицироваться как уголовное преступление — незаконное осуществление медицинской деятельности (ч. 1 ст. 235 УК РФ). Если же это (причем за плату) попытается сделать народный целитель, то это не незаконное осуществление медицинской деятельности, а народная медицина. Максимум, что ему угрожает, — это гражданский иск. Мне такое положение вещей кажется по крайней мере несправедливым.

Однако подобная размытость грани между медициной и целительством создает опасности и для самого целителя. Так, ОКВЭД предполагает, что народные целители могут оказывать консультации отдельным лицам, семьям и даже целым общинам по вопросам питания, необходимого для улучшения здоровья. К такому «народному целителю» вполне может прийти Росздравнадзор и поинтересоваться о наличии у него медицинского образования и лицензии на медицинскую помощь в области диетологии.

Граница между психотерапией, целительством и религией

Наконец, давайте отвлечемся от сугубо материального и обратимся к более тонким материям. В настоящее время психотерапия является признанной медицинской услугой. Однако может ли ее проводить народный целитель? С одной стороны, может. Определение, данное в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ», не говорит, что здоровье, которое призвана восстанавливать народная медицина, имеется в виду исключительно физическое. Ведь может быть и психическое здоровье. Этой же точки зрения придерживается и ОКВЭД, описывая в качестве составной деятельности лекаря народной медицины (целителя) лечение психических заболеваний человека. Однако во множестве народных практик (особенно это касается методов народной медицины малых народов) психотерапевтические аспекты неотделимы от религиозных. Подобный подход прослеживается и в ОКВЭД, допускающем «применение методов народной медицины, основанных на верованиях конкретных культур и народов».

Вместе с тем ФЗ № 323 говорит о том, что «к народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов». Однако для эффективного использования данной нормы неплохо было бы вначале определить, что в целом является «услугами оккультно-магического характера». К сожалению, подобной дефиниции также не существует. В результате значительный самобытный и зачастую уникальный пласт народной медицины малых народов Крайнего Севера и Сибири остается под угрозой запрета (во всяком случае, заниматься народной медициной легальным образом они не могут).

Заканчивая разговор о возможности проведения народными целителями психотерапии, нельзя не отметить также противоречия с частью 2 статьи 19 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», согласно которому специалисты, участвующие в оказании психиатрической помощи и не являющиеся врачами-психиатрами, должны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пройти специальную подготовку и подтвердить свою квалификацию для допуска к работе с лицами, страдающими психическими расстройствами.

Лично я считаю допуск народных целителей к медицинской помощи возможным лишь после проверки их собственного психического здоровья. Не секрет, что некоторые лица, объявившие себя народными целителями, сами страдают психическими заболеваниями. Их попытки оказывать психологическую помощь другим могут привести к индуцированным расстройствам психики у клиентов таких «целителей».

Иглоукалывание, аюрведическая, гомеопатическая медицина

Однако вернемся к деятельности народных целителей. ОКВЭД содержит также вторую профессиональную группу, занимающуюся народной медициной. Это группа 2230 — высококвалифицированные целители и практики альтернативной и народной медицины. Их деятельность частично совпадает с деятельностью обычных лекарей народной медицины и целителей (код 3230), о которых мы говорили раньше, а частично — содержит новые виды обязанностей. В частности, в их обязанности входит лечение физических, душевных и психологических недугов с использованием таких методов, как иглоукалывание, аюрведическая, гомеопатическая медицина, обмен информацией о пациентах с другими медицинскими работниками по мере необходимости для обеспечения непрерывного и всеобъемлющего медицинского ухода, и ряд иных функций.

Очевидно, по замыслу создателей ОКВЭД, к «высококвалифицированным целителям» следует относить целителей, чьи методы признаются официальной медициной (иглоукалывание, аюрведический массаж) и которые во время лечения пациента согласны сотрудничать с другими медицинскими работниками.

Однако, проблемы, затронутые нами ранее, остаются актуальными и для данной категории. Ряд упомянутых методов хотя и признается в официальной медицине, но при неумелом использовании может навредить человеку. Например, непрофессиональное проведение иглоукалывания может привести к поражению периферических нервов и невралгиям, а аюрведическая терапия включает прием препаратов, содержащих соли тяжелых металлов (свинца, ртути, мышьяка и т. д.). Безусловно, препараты того же свинца или мышьяка применяются и в официальной медицине. Однако там они выписываются исключительно по рецепту и под строгим контролем врача, получившего высшее медицинское образование. Давайте все же согласимся, что в таком случае риск получить передозировку препарата или даже отравление тяжелыми металлами гораздо меньше, чем когда подобное вещество назначают «в соответствии с народными традициями».

Вместе с тем я подчеркиваю, что я не считаю народную медицину «особо опасной» и не предлагаю ужесточать требования к народным целителям. Нет, речь идет лишь о более подробной регламентации того, что является народной медициной, а что — профессиональной медицинской деятельностью, подлежащей лицензированию. Многие разновидности народной медицины, формально подпадающие под определение статьи 50 ФЗ № 323, фактически приравнены к обычной медицинской деятельности и требуют получения лицензии. Так, например, акупунктура, являющаяся неотъемлемой частью традиционной китайской медицины, легализуется не в порядке ст. 50 ФЗ № 323, а через лицензирование медицинской деятельности в области рефлексотерапии (что, в частности, исключает ее проведение лицами без медицинского образования). Кстати, следует отметить, что в связи с трудностью признания иностранного медицинского образования и последующего допуска к осуществлению медицинской деятельности для иностранцев многие специалисты в области акупунктуры, прибывшие из Кореи и Китая, практикуют неофициально.

Бытовой и медицинский массаж

Уточненная и расширенная дефиниция народной (традиционной) медицины будет полезна и самим целителям. Если с акупунктурой все действительно сравнительно понятно (это рефлексотерапия, которая должна лицензироваться), то гораздо сложнее обстоит дело с национальными видами массажа (тайским, индийским, аюрведическим и т. д.). Фактически каждый массаж можно объявить медицинским и обвинить лиц, оказывающих услуги по проведению такого массажа, в осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии. Это и происходит на практике. В частности, Минздрав в своем письме от 20 февраля 2013 г. № 17-2/10/2-1005 (оно касалось как раз тайского массажа) отметил, что, цитирую, «ключевым при отнесении тайского массажа к медицинскому массажу следует признать характер самой услуги, манипуляции, предлагающей соответствующую квалификацию, знания и умения в области медицины у персонала в целях исключения причинения вреда здоровью человека». На основании этой достаточно туманной формулировки Минздрав сделал вывод о необходимости лицензирования тайского массажа. Но тогда получается, что любой массаж и любая лечебная физкультура, применяемые в целях даже не лечения, а общего оздоровления, должны лицензироваться. То есть неопределенность в том, что именно относится к народной медицине, а что — к обычной медицинской деятельности, заставляет чиновников от медицины перестраховываться и требовать лицензировать свою медицинскую деятельность в общем порядке. Статья 50 ФЗ № 323, посвященная народной медицине, на практике работает очень плохо, а в ряде регионов (где не приняты подзаконные акты, регулирующие процедуру получения соответствующего разрешения) — практически вообще не работает.

Че делать?

Что же можно изменить в подобной ситуации? По программе-максимум нужен отдельный федеральный закон о народной (традиционной) медицине, а не статья в несколько абзацев, как сейчас. Но понимая, что разработка нового федерального закона, да еще и затрагивающего тематику здравоохранения, — это сложный процесс, требующий тщательной подготовки и способный растянуться на несколько лет. Поэтому более рационально начать с минимума — уточнения дефиниции народной медицины. То определение, которое сейчас содержится в ФЗ № 323, должно содержать отсылку к подзаконному правовому акту (скорее всего — Приказу Минздрава), который содержал бы расширенный перечень видов деятельности, которые являются народной медициной и разрешение на которые оформляется в порядке ст. 50 ФЗ № 323 (то есть не требуется лицензирование, высшее медицинское образование и т. д.). При этом хочу подчеркнуть один важный момент: указанный перечень видов деятельности, относящихся к народной медицине, должен быть открытым, с обязательным указанием того, что исполнительные органы власти субъектов РФ в сфере здравоохранения могут принимать дополнительные перечни видов деятельности, относящихся к народной медицине.

Таким образом, у нас получается двухуровневая система определения того, что именно является народной медициной. Один уровень — федеральный. Виды деятельности, перечисленные в федеральном перечне, признаются народной медициной на всей территории РФ. Кстати, было бы очень желательно также внести изменения в ст. 50 ФЗ № 323, определяющие, что разрешения на деятельность в сфере народной медицины, входящей в федеральный перечень, даются в соответствии с порядком, утвержденным на федеральном уровне с параллельным принятием указанного порядка. Это послужило бы выходом из ситуации, когда в субъекте РФ не даются разрешения на занятие народной медициной в связи с отсутствием соответствующего административного регламента.

Второй уровень регулирования народной медицины — региональный. На этом уровне будет действовать региональный перечень видов народной медицины с учетом местной специфики. Именно на этом уровне можно будет провести различие между оккультно-магическими услугами и народной медициной. Так, я вполне допускаю, что во многих регионах Сибири и Дальнего Востока деятельность шаманов содержит значительный компонент народной медицины и может рассматриваться именно в этом контексте. В то же время так называемые «шаманы», практикующие в Москве и Санкт-Петербурге, явно занимаются не народной медициной, а оказанием оккультно-магических услуг. То есть именно местные власти, знакомые с этнографическими, культурными, религиозными особенностями и традициями своего региона, смогут провести эту черту, установить, где заканчивается народная медицина и начинается религия.

Стратегия ВОЗ в области народной медицины

Заканчивая рассмотрение темы усовершенствования законодательного регулирования народной медицины, еще раз хочу подчерпнуть важность этого направления в здравоохранении. Всемирная организация здравоохранения призвала правительства всех стран признать значение вклада народной медицины в укрепление и поддержание здоровья (Стратегия ВОЗ в области народной медицины, с. 49). Многие методы народной медицины получили общемировое признание и стали применяться в качестве обыденных медицинских процедур. Например, гирудотерапия (терапия пиявками) зародилась как классический метод народной медицины. Однако в настоящее время постановка пиявок представлена в номенклатуре медицинских услуг, пиявка медицинская официально зарегистрирована в качестве лекарственного средства, а в 2002 году Минздрав выпустил Методические рекомендации «Использование метода гирудотерапии в практическом здравоохранении».

И гирудотерапия — лишь один из примеров. Остеопатия, раньше относимая к народной (традиционной) медицине, с 2016 года считается просто еще одной отраслью официальной медицины. Во всяком случае, с юридической точки зрения, согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и утвержденному Постановлением Правительства РФ.

Если точно не определить, что именно относится к народной медицине, если не выдавать соответствующих разрешений, если загнать талантливых народных целителей в подполье, это нанесет вред не только им, но и всей медицине в РФ. Она просто лишится взаимосвязей с одной из важнейших составляющей многовекового народного опыта, что самым неблагоприятным образом скажется на общем прогрессе медицинской науки. Поэтому проблемы законодательного регулирования народной медицины — это не проблемы одних лишь народных целителей, это не проблемы одних лишь юристов. Эта проблема влияет на общее развитие медицины (в том числе и профессиональной, в различное время многое заимствовавшей из той самой народной медицины). И, следовательно, обозначенная сегодня проблема касается всех нас.

Спасибо за внимание, с вами была Полина Габай

Народная медицина Википедия

Препараты традиционной медицины на рынке в Антананариву, Мадагаскар
Рисунок из трактата Псевдо-Апулея «Herbarium», XIII век
Иллюстрация из японской книги о корейской народной медицине

Наро́дная медици́на (называемая также целительством и врачеванием) — комплекс накопленных народом эмпирических знаний, используемых для диагностики и лечения болезней и передаваемые из поколения в поколение[1]. Часть методов народной медицины, для которых доказывается эффективность и безопасность, могут перениматься современной медициной[2]. Но также народная медицина может включать элементы магии, эзотерики и «альтернативные», часто неэффективные, или даже опасные методы лечения[3][4].

Помимо термина «народная медицина» в том же значении иногда встречается «традиционная медицина». Термин «традиционная медицина» по определению Всемирной организации здравоохранения относится к таким направлениям как: китайская медицина, индийская аюрведа, арабская медицина унани и другие формы медицины коренных народов. В странах где «традиционная медицина» не включена в национальную систему здравоохранения, она часто называется «дополнительной медициной», «альтернативной медициной» или «нетрадиционной медициной»[5].

История[ | ]

До конца XVIII века народная медицина не отделялась от общепринятой медицины, что ярко показывает книга базельского врача Теодора Цвингера «Sicherer und geschwinder Arzt, oder vollständiges Arznenbuch» (1684). Она базировалась в основном на постулатах Гиппократа и других древних врачей о «соотношении соков организ

традиционная медицина – англо-русский словарь

en В данном случае промышленность взяла на вооружение традиционную медицину, но без навыков опытных практиков.

WHO ru Никто не прикасается к ней, кроме меня, ты поняла?

en Это особенно верно в отношении традиционной медицины и языков.

UN-2 ru Что случилось?

en Такие знания включают традиционную медицину, методы ведения сельского хозяйства, историю, пищу, обычаи и легенды, музыку и инструменты.

UN-2 ru Не стоит сбегать из- за неудачи с одним пациентом

en Конечно, это также позволяет упростить продвижение альтернативных или традиционных лекарств

MultiUn ru У нас проблема!

en ТЗ сыграли важную роль в таких секторах, как традиционная медицина, сельское хозяйство и ремесла

MultiUn ru Тайные спецслужбы также могущественны, как и люди, использующие их

en • Защита и использование знаний коренных народов и традиционной медицины и признание и компенсируя их преимущества

MultiUn ru Чтобы все мы потеряли сознание

en Традиционные лекарства: Часть мирового рынка лекарственных трав с оборотом в $ # млрд. приходится на TK

MultiUn ru Сержант Пилла ранен!

ru Учитывать традиционные системы духовного исцеления, традиционные методы лечения и аналогичные традиционные знания.

UN-2 ru Новый анекдот знаешь?

en Народная медицина.

UN-2 ru Я понимаю, что это может показаться надуманным, но случаи подражания серийным убийцам уже встречались

en Традиционная медицина в Африке имеет долгую историю.

WHO ru Если ты хочешь спасти свою собственную силу

en 2-я Всеукраинская практическая конференция по народной и нетрадиционной медицине.

Common crawl ru Всего лишь сера

en Система включает такие индикаторы, как идентичность, традиционная медицина, земля, территории и биоразнообразие, социальные действия и территориальное управление.

UN-2 ru Владелец вызвал для вас такси, пытался его найти

en Народная медицина продолжает играть важную роль в здравоохранении, особенно в первичной медико-санитарной помощи.

WHO ru Я не был в английском мюзик- холле

en Традиционная медицина была оценена в общей системе здравоохранения в Гвинее

MultiUn ru Хорошо, первые десять минут он пытался записать меня в добровольцы для большего материала в школе, # #: #: #, # – & gt; #: #: #, # или вместо этого, сделать взнос, для строительства новой баскетбольной площадки, потом пару минут # #: #: #, # – & gt; #: #: #, # я убеждала его, что звук что- то вроде “Ха” был действительно кашлем # #: #: #, # – & gt; #: #: #, # но после этого у нас был приятный, продуктивный разговор

ru Особенно необходимы гармонизация законодательства, лицензирование и аккредитация традиционной медицины, коллективные права и укрепление потенциала сообществ.

UN-2 ru Пожалуйста, закрой его

en a) Конференция по традиционной медицине и лекарственным растениям (CEESTEM, Мексика

MultiUn ru Залив теперь не освещается из- заподводных лодок

en Это значительное развитие для здоровья женщин в связи с использованием средств народной медицины.

UN-2 ru Не могу ли я заказать рюмочку?

en Традиционная медицина

WHO ru Я действительно хотел тебя повидать

en Традиционные лекарства были разрешены при условии, что они соответствуют этим критериям

MultiUn ru Да всё нормально

en Гарантия их доступа и использования как традиционных лекарств, так и биомедицинских систем.

UN-2 ru Да. $ # в час, не меньше

ru Проект закона о традиционной медицине и альтернативных методах лечения находится на рассмотрении Национального собрания.

UN-2 ru Почему вы бросили нас?

en Содействие развитию народной медицины, включая лекарственные растения;

UN-2 ru И, шеф, сегодня отличная погода для организации челночного поиска машины

en Это не критика традиционной медицины.

WHO ru Эта машинка пуговицы тоже может пришивать?

ru Растения и грибы, содержащие индольные алкалоиды, давно используются в традиционной медицине.

WikiMatrix ru У нас маленький сплоченный коллектив.Мы не любим чужаков

en Добавлена ​​в программу сектора здравоохранения, традиционная медицина также включена в программу лечения ВИЧ и СПИДа.

UN-2 ru Помни, если он неизвестный, он стыдится своей болезни, воспользуйся этим.

Традиционная медицина ▷ Русский перевод

Традиционной медицины

Предлагает оздоровительные программы на базе традиционной медицины с использованием самых передовых технологий.

Предлагает оздоровительные программы на основе традиционной медицины с применением самых передовых технологий.Это для народной медицины чудо !!!

Это для традиционной медицины чудо !!!

Молоко с чесноком народная медицина имеет множество эффективных рецептов профилактики заболеваний.

Чесночное молоко Народная медицина имеет много действенных рецептов болезней болезней. Народная медицина имеет множество рецептов восстановления остроты зрения.

Народная медицина имеет множество рецептов для возобновления остроты зрения.

Другие примеры предложений

В экстренных случаях, однако, разумнее прибегать к народной медицине .

В экстренных же случаях, более разумно прибегнуть к помощи традиционной медицины ..

Традиционные лекарства в русско-англо-русском словаре

en В данном случае промышленность взяла на вооружение традиционную медицину, но без навыков опытных практиков.

WHO ru Но, возможно, я не так хорош как мистер Спенсер

en Это особенно верно в отношении традиционной медицины и языков.

UN-2 ru А вам назначено?

en Такие знания включают традиционную медицину, методы ведения сельского хозяйства, историю, пищу, обычаи и легенды, музыку и инструменты.

UN-2 ru Я теперь богат, Рориис

en Конечно, это также позволяет упростить продвижение альтернативных или традиционных лекарств

MultiUn ru Когда едете в Иллинойс?

en ТЗ играют важную роль в таких секторах, как традиционная медицина, сельское хозяйство и ремесла

MultiUn ru Я нашла это у тебя в сумке

en • Защита и использование знаний коренных народов и традиционной медицины, признание и компенсация их преимуществ

MultiUn ru Да.”сорадуется истине”

en Традиционные лекарства: Часть мирового рынка лекарственных трав, составляющая $ миллиард долларов США, основана на TK

MultiUn ru Пули еще пригодиться

en Принять во внимание традиционные духовные системы исцеления, традиционные лекарственные практики и аналогичные традиционные знания.

UN-2 ru Одну минуту, пожалуйста!

en Народная медицина.

UN-2 ru Может, останешься сегодня?

ru Традиционная медицина в Африке имеет долгую историю.

WHO ru Я этого не делал

en 2-я Всеукраинская практическая конференция по народной и нетрадиционной медицине.

Обыкновенный обход ru И это помогло?

en Система включает такие индикаторы, как идентичность, традиционная медицина, земля, территории и биоразнообразие, социальные действия и территориальное управление.

UN-2 ru Отдалить Отдаляет изображение

en Традиционная медицина продолжает играть важную роль в здравоохранении, особенно в первичной медико-санитарной помощи.

WHO ru Да- да, я здесь

en Традиционная медицина была оценена в общей системе здравоохранения в Гвинее

MultiUn ru В этом есть смысл

en Юридическая гармонизация, лицензирование и аккредитация народной медицины, коллектив особенно необходимы права и укрепление потенциала сообществ.

UN-2 ru Кем можно быть сейчас

en a) Конференция по традиционной медицине и лекарственным растениям (CEESTEM, Мексика

MultiUn ru организовали нам экономику на основе долга, и они прекращают эту систему)

ru Это важное событие для здоровья женщин по сравнению с использованием традиционной медицины.

UN-2 ru Могу с тобой поделиться

en Традиционная медицина

WHO ru лаку ноћ, момче

en Традиционные лекарства разрешены, если они соответствуют этим критериям

MultiUn ru Собака лаяла, а потом я его заметил

ru Гарантируя их доступ к своим традиционным лекарствам и биомедицинской системе и их использование.

UN-2 ru Ллойда Ричардса

en На рассмотрение Национального собрания находится проект закона о традиционной медицине и альтернативных методах лечения.

UN-2 ru А помнишь, как он дрался с Чаком Норрисом в фильме “Выход Дракона” …?

en Содействие развитию народной медицины, включая лекарственные растения;

UN-2 ru И если всё наладится со Стейси, ты тоже исчезнешь!

ru Это не критика традиционной медицины.

WHO ru Если же у вас программа, написанная на C, с модулями и заголовочными файлами, вы сделали ее исключительно для себя, вам будет нужен простой Makefile, который легко написать собственноручно (см.info make

en Растения и грибы, содержащие индольные алкалоиды, давно используются в традиционной медицине.

WikiMatrix ru Камень уничтожен

en В программу сектора здравоохранения добавлена ​​традиционная медицина, включая лечение ВИЧ и СПИДа.

UN-2 ru Как ты сюда попал? .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *