Память как развить свою память: Как развить память и внимание

By | 22.07.1974

Как укрепить свою память за 40 секунд

  • Дэвид Робсон
  • BBC Future

Автор фото, Getty

Всем нам знакомо ощущение безвозвратной неуловимости прошлого, возникающее, когда из нашей памяти вдруг исчезает какое-то событие личной истории, совсем недавно нами пережитое. Однако, как уверяет обозреватель

BBC Future, существует очень простой и эффективный способ запомнить в деталях то, что происходит с нами и вокруг нас.

Случалось ли вам увидеть или услышать что-то впечатляющее – кадр фильма, песню, анекдот – и очень скоро об этом впечатлении невольно позабыть?

Обнаружить вдруг, что вместо ясных образов, которые вам хотелось бы сохранить в памяти, запомнились лишь отдельные фрагменты картины, обрывки фраз?

Или что от воспоминаний о недавнем событии не осталось вообще никакой конкретики?

Ведь порой подробности даже эмоционально значимых для нас встреч забываются с поразительной быстротой.

Существует, однако, невероятно простой способ свои впечатления зацементировать.

Вам потребуется лишь несколько секунд времени и немного воображения.

Способ этот недавно был подтвержден экспериментальным исследованием ученого из университета британского графства Сассекс Криса Бёрда.

В ходе эксперимента, проводившегося с использованием томографии головного мозга, он предлагал испытуемым (из числа своих студентов) посмотреть на YouTube короткие видеоролики (среди сюжетов была, например, история про разыгрывающих друг друга соседей).

После просмотра некоторых клипов участникам давалось 40 секунд на то, чтобы проиграть у себя в голове только что увиденное и пересказать.

А были ролики, на которых внимание просили не задерживать, а сразу переходить к следующему видео.

С помощью простого пересказа истории самим себе испытуемые могли спустя неделю-другую вспомнить вдвое больше деталей. Как выяснилось, рассказ о событии сразу после того, как оно случилось, повышает возможность точного его воспроизведения в памяти через неделю или две.

Участники эксперимента смогли вспомнить в среднем вдвое больше подробностей о тех видеоклипах, содержание которых изложили вслед за просмотром.

Хотите сами проверить эффективность этого простого способа укрепления памяти? Посмотрите короткое

видео, приведенное в оригинале этой статьи на английском языке, – и вы убедитесь, что метод работает… Да еще как! Бёрд обнаружил также, что полученные в результате нейровизуализации изображения (сканы) отражают силу памяти: студентам удавалось построить особенно крепкий фундамент для запоминания в тех случаях, когда биоэлектрическая активность мозга при просмотре видеоклипа и во время пересказа у них совпадала. Данная корреляция может служить признаком того, как много деталей испытуемые представляли себе, описывая тот или иной эпизод.

Возможно также, что демонстрировавшие наибольшую эффективность студенты привязали увиденное ими в клипах к другим своим воспоминаниям – один из участников, например, сделал персонаж ролика более запоминающимся для себя через образную ассоциацию с Джеймсом Бондом.

Если вы хотите, чтобы от того или иного пережитого события у вас в памяти осталась подробная, но цельная картина, потратьте пару минут на пересказ его самому/самой себе, осознанно выделяя самые яркие детали. По мнению Бёрда, данный метод запоминания может особенно пригодиться в судебных тяжбах.

“Результаты эксперимента релевантны для любой ситуации, где адекватное изложение фактуры произошедшего имеет критическое значение – к примеру, при даче свидетельских показаний в суде, – объясняет исследователь. – Показания будут значительно более точными, если свидетель происшествия или преступления уже попробовал мысленно восстановить ход событий по горячим следам”.

Но, конечно, этот способ может помочь также и в любых других обстоятельствах – разумеется, если есть что запоминать… Прочитать

оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте

BBC Future.

Как улучшить память по методу Пифагора

Память человеческая является основой нашего интеллекта и знаний. «Память — это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом», — сказал Джон Локк. Удивительно точное определение, жаль только, что буквы стираются чересчур быстро. Но для того, чтобы сохранить в усталой башке под бронебойным дождем жизни как можно больше информации, создается бесконечное множество разных методик. Но мы выбрали самую простую среди эффективных. И придумал ее не автор книжек по психологии со склерозом в терминальной стадии, а один хороший парень из древности.

Пифагор

Пифагор Самосский родился в 570 до н. э. История запомнила его как великого математика, мистика, создателя религиозно-философской школы пифагорейцев и до кучи изобретателя геометрии, а не как человека, чьи штаны равны во все стороны. А ты запомнил его благодаря двойке на уроке геометрии. Как там, А квадрат плюс В квадрат равно С квадрат? Тогда нужно было отвечать.Для того, чтобы могучий ум мог держать под контролем всевозможные мысли и формулы, Пифагор разработал методику, о которой мы сегодня и собираемся поговорить. То бишь это мысли не какого-то черта, а весьма авторитетного человека, который благодаря своей деятельности вот уже две с лишним тысячи лет не вылазит из учебников.

В чем суть методики

Методика на самом деле очень проста. Каждую ночь перед сном вспомни всЁ, что произошло с тобой за день, вплоть до незначительных мелочей вроде того, где ты оставил стакан — в раковине или на столе. В этом деле мелочей быть не может.

Да, сама идея выглядит как пытка. Нужно заново пережить зачастую не самый удачный день и прокрутить постылую пленку перед самой приятной процедурой за сутки — перед сном. Но поверь, другие методы еще хуже, там нужно стараться и мучиться еще сильнее. Так что они тебе не понравятся.

Начни с процесса пробуждения. Что ты увидел первым? Свою мирно сопящую красавицу, оставившую слюнявое озеро на подушке? Пару тапочек? Угрюмую тучу в окне? Не, нам не интересно, мы тебе предлагаем вспомнить.

И дальше продолжай в том же духе, визуализируя всё, что придет на ум. Учти, важно делать это последовательно и глубоко. Чью руку ты первой пожал на работе, о чем говорили девушки из курилки, кто сидел рядом с тобой в метро. Поначалу будет очень трудно, особенно сохранить последовательность, ибо мысли будут блуждать от завтрака к ужину и до работы. Но со временем всё устаканится и встанет на свои места.

Поначалу ты будешь в шоке от своей памяти. Кажется, будто так мало помнят только склеротики. Но уже через три дня к воспоминаниям о завтраке, обеде и ужине прибавятся новые детали. Ты будешь интуитивно стараться зафиксировать момент в своей голове, тем самым устранив проблемы с запоминанием.

Пифагор делал несколько иначе

По правде сказать, старик Пифагор и его ученики пользовались этой техникой утром, а не вечером (или когда ты там спишь). Но если честно, опробовав два способа, мы поняли, что в разы эффективнее прокручивать ленту именно на сон грядущий. Во-первых, утром ты и так ненавидишь белый свет, зачем лишний раз расстраиваться. Будильник, зараза, хоть и звонит по расписанию, но всё равно не вовремя. Тут еще сон приснился странный, как раз с четверга на пятницу. Все умершие родственники со всеми бывшими девушками терли курицу, чтобы из нее выпало золотое яйцо, причем всё происходило в Татарстане, который был очень похож на Тридесятое царство. После таких впечатлений ни на чем не сосредоточишься.

Кроме того, подобная довольно тяжелая мозговая работа решает любые проблемы с бессонницей. Ни к чему начинать день с подобного напряжения. Гораздо логичнее просмотреть эту «пленку» в конце дня. Живем настоящим, а не прошлым. Если предыдущий день был паршивым, то зачем тянуть негативные воспоминания с собой?

В чем преимущества техники

Возможно, техника не изменит твою жизнь, но только в том случае, если ты не возьмешься за дело как следует. Обычно хорошая память улучшает качество жизни. Если ты боишься, что негативные воспоминания получат твердую прописку в мозгу и не покинут его, расслабься. У мозга есть прекрасное свойство — избавляться от негативного.Но вернемся к методу. Нужно ли перечислять его потенциальные для тебя и фактические для нас плюсы? Нужно, правда? Ну хорошо, начнем с простого — запомнить и зафиксировать любую информацию, будь то имена, адреса и список продуктов, будет гораздо проще. Люди оценят.

Второе — тебе не придется ломать голову, вспоминая название ресторана, в котором ты был 3 года назад, чтобы посоветовать его близким. Знаешь это раздражающее, игольчатое ощущение, когда название вертится на языке, но в голове такая каша, что вспомнить его не получается? Так вот, больше подобных дискомфортных ситуаций быть не должно. Благодаря этой технике мозг значительно быстрее воспроизводит фрагменты информации.

Про сон мы уже упоминали. После такой нагрузки на голову спится слаще и засыпается быстрее. Некоторые адепты уверены, что качество сна благодаря подобной прокрутке становится гораздо выше.

Ну и, как ни странно, самое главное. Казалось бы, если техника направлена на улучшение памяти, то что может быть важнее этого? А то, что благодаря ей ты начинаешь больше ценить свою жизнь и каждый прожитый момент. Обращая внимание на мелочи, тебе проще понять, что для тебя губительно, а что приносит пользу. Опять же, глядя на свою рутину со стороны, ты понимаешь, насколько безобразен и неэффективен график, в котором ты живешь. Становится понятно, как сделать его удобнее. И так как наша жизнь состоит из мелочей, очень быстро начинаешь осознавать ценность каждого момента.

Появляется понимание того, что все в этой жизни имеет значение — от брошенной в урну бутылки до агрессивного визга автомобильного клаксона, разбудившего тебя рано утром. После такого начинаешь относиться к себе и окружающим с повышенным вниманием.

Информация с сайта Рамблер

20 упражнений, которые улучшат вашу память

Личные качества и навыки

Фото: Lucas Davies / Unsplash

От редакции. Что такое память? Какой она бывает? Как ее тренировать? Почему мы забываем даже самые важные факты, и нужно ли помнить все? На эти и другие вопросы отвечает Гарет Мур в своей книге «Тренажер памяти: как развить память за 40 дней». Мы публикуем несколько фрагментов с практическими упражнениями, которые помогут развить самые разные виды памяти и улучшить ее за несколько недель. Русский перевод книги вышел в издательстве «Альпина Паблишер».

Какой бы плохой вы не считали свою память, долговременная память — способность вспоминать что-то по прошествии длительного времени — у вас нисколько не хуже, чем у других. Она зависит от того, как вы ее применяете, и, если вы не используете ее сознательно, вы не получаете в полной мере всех преимуществ ваших врожденных способностей.

До недавнего времени многие не умели писать, поэтому им приходилось хранить все в своих воспоминаниях: рассказы, семейную историю, дни рождения, возраст и многое другое. Сегодня мы поручили эти задачи смартфонам, ежедневникам и тому подобному и гораздо менее осознанно подходим к использованию памяти.

Выполните упражнение со словами. Сначала постарайтесь их запомнить, а потом, когда будете готовы, закройте и продолжите читать задание.

КОСМОС

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

ВРЕМЯ

ВООБРАЖЕНИЕ

ФИЗИКА

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Закройте слова в верхней части страницы, а затем пронумеруйте те, что внизу, в том порядке, в каком они были приведены.

ФИЗИКА

ВРЕМЯ

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

ВООБРАЖЕНИЕ

КОСМОС

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ

В кратковременной памяти вы временно храните информацию и быстро забываете ее, если только не переводите в долговременную память. Если, например, кто-то сообщает вам свой адрес электронной почты, а вы его забываете 20 секунд спустя, то это потому, что он сохранился только в вашей кратковременной памяти.

Без кратковременной памяти вы не могли бы прочитать это предложение — к тому моменту, как вы добрались бы до конца, вы бы уже забыли все, что успели прочитать. Может показаться, что от забывания нет никакой пользы, но, если бы вы ничего не забывали, тогда ваш мозг быстро оказался бы перегружен бесполезной информацией! Поэтому большинство кратковременных воспоминаний никогда не переходят в долговременную память.

Медленно просмотрите эти цифры, но не прикладывайте никаких сознательных усилий, чтобы их запомнить, а затем, после того как вы доберетесь до последней цифры, попытайтесь, не подглядывая, быстро записать их в том же порядке.

5 2 3 7

8 9 4 8

4 7 6 1

Теперь проверьте, как вы справились. Сколько цифр вам удалось запомнить?

Попробуйте выполнить похожее упражнение со смайликами. Посмотрите на каждый из них по очереди, не прилагая никаких усилий для запоминания, затем закройте книгу и попробуйте воспроизвести их на листке бумаги.

🙂 🙁 :=) :I 😮

:< ;P ;( 😛

Вам, вероятно, удалось запомнить от пяти до семи цифр. Но получилось ли запомнить столько же смайликов?

Количество цифр, которые вы запомнили, дает некоторое представление о размере кратковременной памяти. Вы можете научиться использовать ее эффективнее, что, по сути, увеличит объем информации, которую вы будете быстро запоминать, но вам не под силу увеличить исходное, базовое число элементов, которые вы способны запоминать. В этом состоит отличие долговременных воспоминаний, которые длятся гораздо больше 30 секунд и для которых у нас, судя по всему, есть практически неограниченные объемы памяти.

Вероятнее всего, вы воспринимали каждую цифру как отдельный элемент, но смайлики оказались сложнее, так как один из них вы, должно быть, рассматривали как «высовывающий язык плюс подмигивающий левым глазом». На это ушло два «слота» в вашей кратковременной памяти, что осложнило задачу запомнить столько же смайликов, сколько и цифр. Объединение нескольких мыслей в единый элемент памяти является ключевой техникой запоминания, которую мы будем рассматривать на протяжении всей книги.

СМЕШАННЫЕ ЧУВСТВА

Судя по всему, у нас есть разные кратковременные воспоминания для разных чувств — так, вы способны одновременно быстро запомнить и что-то, что нюхали, и что-то, что видели, а также некоторые факты. Все это довольно скоро исчезнет из кратковременной памяти. К сожалению, если вы сейчас попробуете одновременно просмотреть смайлики и цифры с предыдущей страницы, то обнаружите, что это не сработает, потому что, скорее всего, все сведется к тому, что вы станете про себя описывать их словами.

Просмотрите эти цифры так же медленно, вновь не предпринимая никаких сознательных усилий, чтобы их запомнить, но в этот раз сгруппируйте их. Например, попробуйте прочитать первые цифры как «15», а не «1» и «5». А теперь давайте посмотрим, сколько из них вы сможете записать — не подглядывая.

1 5 4 2

7 3 6 7

8 0 9 1

Теперь посмотрите, как вы справились. Получилось ли запомнить больше цифр — хотя бы на одну? Не стоит волноваться, если нет, поскольку эта техника требует практики, кроме того, может оказаться, что, как бы вы ни старались, вы просто не в состоянии уместить многозначные числа вроде 42 в одном «слоте».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

Мы используем кратковременную память для удержания мыслей, а потому она является ключевым элементом для участия в разговоре, придумывания аргумента или размышления о том, что делать дальше. Тем не менее все воспоминания, кроме самых недавних, необходимо переводить из кратковременной памяти в долговременную — и именно на этом мы в основном сосредоточим наши усилия.

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ

Все, что вы хотите помнить дольше минуты, необходимо переводить в долговременную память. Такие воспоминания сохраняются путем изменений в вашем мозге.

Если бы мы не могли вспомнить, что делали вчера или несколько минут назад, то не могли бы вести нормальную жизнь. Наши воспоминания делают нас теми, кто мы есть, и без них мы были бы пустой оболочкой. Часть долговременных воспоминаний естественным образом накапливается на протяжении всей жизни, без целенаправленных усилий, тогда как обретение других воспоминаний — вроде списка некоторых фактов — обычно требует значительно больших усилий.

ЧТО МЫ ПОМНИМ?

Мы помним самые разные вещи. Мы помним, где были, что ели, с кем встречались сегодня утром, вчера, а может, даже на прошлой неделе. Чем необычнее событие, тем больше вероятность, что мы его запомним.

Мы помним запахи; мы помним то, что видели; мы можем помнить даже прикосновения. Кроме того, мы помним эмоции и то, как себя чувствовали в значимые моменты жизни.

Воспоминания сохраняются в мозге в ходе химических процессов, а более долгосрочные воспоминания требуют к тому же и физических изменений и запечатлевают кадры нашей жизни. Они существуют в связи друг с другом; так, воспоминание о розе может вызвать воспоминание о запахе, цвете или месте, а затем о человеке, событии и так далее. Чем больше у одного воспоминания связей с другими, тем легче его вызывать. Именно поэтому на нас могут неожиданно нахлынуть старые воспоминания, когда они вызваны другой мыслью или переживанием.

Со временем большинство воспоминаний ослабевает, если только мы не возвращаемся к ним и не усиливаем их или связанные с ними воспоминания. По этой причине мы в какой-то момент можем забыть почти весь материал школьного предмета, о котором когда-то знали очень много, если не продолжим использовать его в дальнейшей жизни.

Со временем воспоминания также могут меняться, и реальные воспоминания о событиях перемешиваются с ложными вос- поминаниями, которые нам внушило то, что мы увидели или услышали позднее. Наши воспоминания подвержены ошибкам гораздо больше, чем мы думаем.

Долговременная память не сводится к заучиванию фактов, но бывает полезно уметь специально запоминать информацию, которую нам хотелось бы вспомнить позднее. Попробуйте выполнить упражнения, представленные на этом развороте, чтобы протестировать исходные способности вашей долговременной памяти.

Изучите список лауреатов Букеровской премии, затем закройте его и посмотрите, сколько книг вы можете написать ниже, там, где указаны только имена авторов.

1980 «Ритуалы плавания», Уильям Голдинг

1981: «Дети полуночи», Салман Рушди

1982: «Список Шиндлера», Томас Кенилли

1983: «Жизнь и время Михаэла К», Дж. М. Кутзее

1984: «Отель “У озера”», Анита Брукнер

Теперь заполните пробелы:

1980: XXXXXX XXXXXXX, Уильям Голдинг

1981: XXXXXX XXXXXXX, Салман Рушди

1982: XXXXXX XXXXXXX, Томас Кенилли

1983: XXXXXX XXXXXXX, Дж.М. Кутзее

1984: XXXXXX XXXXXXX, Анита Брукнер

ПРОЦЕДУРНАЯ ПАМЯТЬ

  • Некоторые долговременные воспоминания позволяют автоматизировать процессы.

  • Со временем физические навыки требуют меньшей концентрации.

  • Такие воспоминания называют процедурными.

Когда мы учимся ходить, кататься на велосипеде, плавать или даже водить машину, эти физические навыки изначально требуют значительной концентрации. Однако со временем необходимость в концентрации становится все меньше по мере того, как процедурная память учится воспроизводить приобретенные навыки без нашего пристального внимания. С течением времени эти навыки могут улучшаться, так, например, пианист будет продолжать совершенствоваться на протяжении всей жизни.

Если бы нам каждый день приходилось обдумывать элементарные действия, мы бы ничего не добились. Вместо этого мы учимся доводить их до автоматизма. Без этой способности мы бы с трудом могли совершенствоваться в чем-либо, потому что нам бы приходилось сосредотачивать слишком много усилий на одних только базовых навыках.

Есть различные варианты того, чем можно заняться, чтобы испытать процедурную память, но в силу самой своей природы эти упражнения не получится выполнить за один день.

Тем не менее, чтобы оценить мощное влияние процедурной памяти, вы можете приятно провести время, занимаясь освоением любого из предложенных ниже навыков, если у вас еще нет опыта в этих областях:

  • За неделю ежедневной практики вы можете научиться весьма уверенно жонглировать тремя мячиками.

  • Научиться рифленой тасовке карт, перемешивая две половинки колоды.

  • Выучить некоторые фантастические барменские трюки.

  • Научиться играть некоторые базовые аккорды на гитаре.

  • Выполнять некоторые простые магические трюки.

  • Научиться писать или рисовать той рукой, которая у вас не является доминирующей.

  • Научиться кататься на велосипеде.

  • Научиться плавать или плавать новым стилем.

  • Точнее бросать в кольцо баскетбольный мяч.

  • Печатать на клавиатуре 10 пальцами.

  • Разучить некоторые основные каллиграфические штрихи.

ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

  • Чтобы улучшить память, начните больше пользоваться ей.

  • Попробуйте запоминать то, что обычно предпочли бы записать.

  • Позже устраивайте себе тесты на проверку того, что все еще помните.

Большинство из нас редко предпринимают сознательные попытки запомнить что-либо, за исключением подготовки к экзаменам. Это зачастую означает, что у нас весьма ограниченное представление о том, благодаря чему мы запоминаем, и о том, как целенаправленно что-то запоминать.

Как и в случае с любым другим навыком, чем больше вы будете практиковаться в запоминании в повседневной жизни, тем лучше сможете в этом разобраться. Техники, которые приводятся в этой книге, могут потребовать значительных сознательных усилий, когда вы попробуете применить их впервые, но со временем они войдут в привычку.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ СВОЮ ПАМЯТЬ

В следующий раз перед походом по магазинам попробуйте запомнить все, что собираетесь купить. Вы можете написать список, но используйте его только для помощи.

Некоторые вещи действительно нужно помнить, а не записывать, например PIN-коды от банковских карт и пароли от учетных записей. Когда вы впервые приступаете к заучиванию, начните с малого, запомнив небольшой кусочек пароля, при этом имея при себе весь пароль в записанном виде. Например, вы можете выбрать необычную последовательность букв (вроде «pzrg») и добавьте ее в конце того, что уже записали. Таким образом, даже если кому-то удастся раздобыть ваш листочек с паролем, они вряд ли смогут им воспользоваться.

СРОЧНЫЕ КОНТАКТЫ

Нужен ли вам телефон, ежедневник или компьютер, чтобы вспомнить номера телефонов друзей и родственников? Если вы окажетесь в затруднительном положении, сможете ли вы вспомнить все необходимые номера телефонов? Если нет, имеет смысл приложить некоторые усилия, чтобы их выучить.

Вам бы также не помешало выучить адреса электронной почты, почтовые адреса, дни рождения и другую информацию о людях, играющих важную роль в вашей жизни. Кто знает, когда они могут пригодиться, кроме того, это полезно для тренировки памяти.

В большинстве случаев запоминание к тому же не ограничивается одной попыткой — поэтому, если вы взялись запомнить несколько телефонных номеров, не забудьте проверить себя через некоторое время. Сможете ли вы уже сегодня безошибочно записать их по памяти? А завтра или на следующей неделе? Регулярные проверки и повторения выученного помогут закрепить воспоминания.

Посмотрим, насколько хорошо у вас получится запомнить эти PIN-коды.

Постарайтесь потратить не больше двух минут на запоминание цифр, приведенных ниже, а затем сразу выполните задания, расположенные под ними.

БАНК: 1983

СПОРТЗАЛ: 7382

ОФИС: 4810

СЕЙФ: 2284

Когда будете готовы, закройте цифры и то, с чем они соотносятся, и ниже попробуйте полностью записать все четыре PIN-кода:

ОФИС:

СЕЙФ:

БАНК:

СПОРТЗАЛ:

СЛЕДИТЕ ЗА ХОДОМ СВОИХ МЫСЛЕЙ

  • Ваши способность к запоминанию и интеллект взаимосвязаны.

  • Важно внимательно следить за ходом своих мыслей.

  • Старайтесь не забывать то, что хотите сказать, и то, о чем думали.

Вы принимаете участие в беседе и хотите что-то сказать — но вежливо ждете паузы, когда сможете вставить замечание. Затем пауза наступает, а ваша гениальная мысль уже ушла. Или, быть может, пока вы чем-то заняты, у вас возникает умная мысль, но потом вы обнаруживаете, что не можете вспомнить, о чем она была.

Временами каждый из нас теряет ход своих мыслей. Например, когда мы отвлекаемся. Но что, если мы хотим быть полностью уверенны, что ничего не забудем? Надо постараться связать свою мысль с тем, что вряд ли забудете, чтобы у вас была возможность ее восстановить, — так вам приходится концентрироваться еще и на этой мысли, тем самым усиливая первоначальное воспоминание.

СОСРЕДОТОЧЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Чтобы следить за ходом своих мыслей, не говоря уже о беседе, вы должны быть внимательным и запоминать то, о чем думали — или что было сказано до настоящего момента. Таким образом, способности к запоминанию оказываются тесно связаны с интеллектом, поскольку каждому, кто испытывает проблемы с выполнением этих задач, будет гораздо труднее выстраивать сложные, взаимосвязанные мысли.

Есть несколько основных приемов, позволяющих удерживать контроль над ходом своих мыслей:

  • Будьте внимательны — избегайте отвлекающих факторов и попытайтесь сосредоточиться.

  • Повторяйте важные мысли, которые вы бы хотели запомнить, в идеале находя для них новые формулировки.

  • Найдите способ связать все, что можете забыть, с чем-то, что вы вряд ли забудете.

Каждый из этих пунктов мы рассмотрим более подробно, однако, по сути, они сводятся к следующему: необходимо позаботиться о том, чтобы сообщить своему мозгу, что эта мысль важна, и думать о чем-то определенном, таком, что поможет вам потом легче вспомнить эту мысль.

Непросто применять эти навыки во время беседы, ведь вам не захочется пропускать части разговора, пока вы будете концентрироваться на том, чтобы что-нибудь не забыть, но попрактикуйтесь, и вскоре вы улучшите способность следить за ходом своих мыслей.

Даже небольшое улучшение способностей принесет пользу во многих сферах жизни, и, что еще более важно, это уменьшит стресс, который вы испытываете от неспособности запомнить основные идеи по ходу беседы, позволяя вам свободнее принимать участие в ней.

ПАМЯТЬ И ЭМОЦИИ

  • Мозг помнит то, что для вас важно.

  • Особенно запоминаются моменты, заставляющие испытывать сильные эмоциональные переживания.

  • Смех помогает настроиться на позитивный лад.

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, насколько точно помните, где были в тот момент, когда впервые узнавали об ужасной катастрофе или особенно печальной новости? Это вызывает такие сильные эмоции, что может навсегда запечатлеться в памяти.

Когда случается событие, имеющее огромное значение, мозг обращает на это внимание. Мощные эмоции порождают самые сильные воспоминания. К счастью, такой эффект оказывают не только катастрофы — на это способны и хорошие новости. К примеру, те, кому сейчас достаточно много лет, могут точно знать, где были, когда состоялась первая высадка человека на Луну. И это относится не только к хорошим новостям: курьезные случаи также могут быть запоминающимися.

Смех отлично снимает стресс, а вместе с тем оказывается, что это еще и отличное способ для запоминания. Искренний смех приносит радость, а позитивные эмоции делают более запоминающимся то, что вы переживаете в этот момент.

Не все в жизни может быть настолько смешным, чтобы вызывать бурю смеха, но вы все равно можете использовать юмор как вспомогательное средство для запоминания. Отчасти эффект достигается за счет того, что поиск смешного в обыденном помогает концентрировать внимание, что играет ключевую роль в запоминании. Однако, помимо этого, юмор также способен сделать что-то еще интереснее, а все интересное запоминается лучше.

В следующий раз, когда будете пытаться запомнить, скажем, список покупок или набор любых других предметов, ищите нелепые (а потому смешные) связи. Допустим, надо запомнить следующее:

Хлеб

Мыло

Куриное филе

Яблоки

Пончики

Вместо того чтобы пытаться запомнить список из пяти отдельных элементов, вы могли бы связать их между собой каким-нибудь нелепым образом. Например, хлеб густо намазан мылом, поэтому куриное филе то и дело соскальзывает и приземляется на яблоки, а затем заворачивается вокруг них так, что становится похоже на пончики. Даже если вам это нисколько не покажется забавным, уже то внимание, которое потребуется, чтобы сконструировать подобные связи, поможет запомнить список.

УСИЛЕНИЕ ВОСПОМИНАНИЙ

  • Повторение имеет ключевое значение в процессе запоминания.

  • Оно усиливает воспоминания.

  • Периодически через разные промежутки времени мысленно возвращайтесь к тому, что вам хотелось бы запомнить.

Когда вы пытаетесь что-то выучить, в большинстве случаев вы довольно быстро это забываете, если не усиливаете воспоминания, по прошествии некоторого времени мысленно возвращаясь к нему.

Вам, вероятно, может понадобиться запомнить текст или набор фактов, к примеру, если вы готовитесь выступать с презентацией или вам необходимо отвечать на вопросы по незнакомой теме. В таком случае вы могли бы начать с прочтения информации или выслушивания того, кто вам ее расскажет. Минут через 10 или даже час вам, скорее всего, удастся вспомнить большую часть из этого. Но что будет на следующий день? Или через неделю? Велика вероятность, что эти воспоминания довольно быстро исчезнут, если только вы не станете делать что-нибудь, чтобы их укрепить. Это предполагает воспроизведение первоначального процесса заучивания, но в сокращенной форме.

ПОВТОРЯЙТЕ, ПОВТОРЯЙТЕ, ПОВТОРЯЙТЕ…

Когда вы укрепляете воспоминание, вы делаете его сильнее. Поэтому, если вам требуется что-то выучить, снова и снова повторяйте это спустя час, несколько часов, день, неделю и даже месяц.

Мысль о том, что для того, чтобы что-то выучить, придется не один раз проработать материал, может показаться пугающей, но это только поначалу, когда вы просматриваете его впервые и вам необходимо тщательно его изучить. Когда впоследствии вы будете мысленно возвращаться к нему, то будете просто освежать воспоминание — и лишь малую его часть будут составлять те детали, которые вы позабыли и которым потребуется уделить особое внимание.

ИНТЕРПРЕТИРУЙТЕ ПО-НОВОМУ

Простое перечитывание фактов или просмотр обучающего видео по третьему разу — не слишком эффективный способ запоминания. Трудно сосредоточиться, если вам уже известно многое о предмете, поэтому рассматривайте то, что пытаетесь запомнить, в новых условиях. К примеру, читайте вслух то, что прежде читали только про себя, или делайте конспект по ходу изучения материала. Еще один полезный метод: вслух (можно даже самому себе) объяснить выученное.

ПРОВЕРЯЙТЕ

Делайте записи об основных темах и фактах, формулируя их в виде вопросов, которые позволят проверить ваши знания о предмете. Позже, отвечая на эти вопросы, вы легче выучите основные факты, и вместе с тем у вас будет быстрый способ удостовериться, что вы действительно помните все, что надеялись выучить. Кроме того, это поможет выяснить, на чем следует сосредоточиться в следующий раз.

ЗДОРОВЫЙ РАЗУМ

  • Забота о памяти предполагает здоровую диету.

  • Это также предполагает хорошую физическую подготовку.

  • Поддержание хорошей физической формы позволяет противостоять естественной гибели клеток мозга.

Забота о памяти не сводится только к концентрации. От вас также требуется поддерживать хорошую физическую форму, соблюдать сбалансированную диету, включающую все необходимые витамины, минералы, амино- и жирные кислоты. Некоторые из них эффективнее принимать в виде пищевых добавок, но жирные кислоты лучше усваиваются при включении в рацион блюд из рыбы и некоторых растительных масел.

В условиях дефицита некоторых химических веществ в крови ухудшается способность мозга сохранять воспоминания. А без хорошей физической подготовки ток крови в мозгу не в состоянии восполнять запасы кислорода в требуемом объеме. Имеется немало свидетельств, указывающих на то, что хорошая физическая подготовка способна препятствовать естественному старению мозга.

ЗАБОТЬТЕСЬ О СЕБЕ

Наверное, вы думаете, что заниматься спортом необходимо лишь для того, чтобы оставаться здоровыми и ради внешности. Но вас ждет сюрприз — заботиться о себе важно также ради мозга. Если ваша форма оставляет желать лучшего, вы медленнее соображаете. Более того, было не раз доказано, что те, кто поддерживает себя в форме, с возрастом, как правило, демонстрируют гораздо лучшие умственные способности, чем те, у кого не было такой возможности.

Помимо диеты и физической подготовки есть и другие факторы, влияющие на здоровье. Стресс — необходимая физиологическая реакция, но, если вы в течение продолжительного времени живете в стрессовых условиях, мозг начинает работать иначе и освоение знаний значительно затрудняется.

Также важно позаботиться о хорошем сне. Если вы спите мало или плохо, мозг будет не в состоянии фиксировать информацию в долговременной памяти так надежно, как мог бы, если бы вы высыпались.

Еще один фактор, который стоит принять во внимание, — время суток. Некоторые гораздо эффективнее работают и учатся по утрам, в то время как другие — по вечерам. Попробуйте запоминать материал в определенное время дня и понаблюдайте, помогает ли это.

И наконец, к сожалению, нет чудо-продуктов с доказанным благотворным влиянием на память. Сбалансированная диета должна снабжать организм всем необходимым, и нет никакой выгоды от потребления витаминов, минералов и других пищевых добавок в количествах бóльших, чем они рекомендованы; более того, долговременное превышение нормы может вызывать проблемы.

как прокачать свой мозг и научиться запоминать любую информацию?

На телеканале «МИР» стартовала новая викторина «Назад в будущее». Участникам предстоит проверить свою память и ответить на главный вопрос: «В каком году произошло то или иное событие?»

Смотрите программу «Назад в будущее» с понедельника по четверг в 22:25 на телеканале «МИР».

Справиться с этим заданием идеально – нелегко, ведь феноменальной памятью обладают только гении. Однако регулярные тренировки мозга приводят к удивительному результату. «МИР 24» узнал у экспертов главные секреты того, как улучшить свою память и научиться запоминать большие отрывки текста.

Как тренировать свою память: лайфхаки

Для того, чтобы развить память, необходимо ее тренировать. Психолог Зияда Сайдутова советует проходить тесты для развития памяти, собирать пазлы, пересказывать книги или фильмы в максимальных подробностях. Можно заняться изучением нового языка, заучиванием стихотворений, игрой на музыкальном инструменте – всем, что поможет натренировать память и стимулировать нейропластичность.

Для тех, у кого не найдется и свободной минуты времени для всех вышеперечисленных занятий, Зияда Сайдутова рекомендует ходить новой дорогой на работу и обратно, запоминать десять лиц прохожих на улице, номера телефонов, даты рождения коллег и друзей.

Преподаватель скорочтения и развития интеллекта Татьяна Баширова считает, что наш мозг способен запомнить только ту информацию, которую он представил в воображении. Поэтому для развития памяти в первую очередь нужно заниматься воображением.

«Легче всего запоминаются образы, к которым подключены наши органы чувств. Например: чтобы запомнить текст из художественной литературы? достаточно представить, что ты оказался там и события текста происходят рядом с тобой: нужно ощутить запахи того пространства, в котором происходило действие, увидеть героев рядом с собой, услышать вокруг звуки, почувствовать материалы, из которых сделаны предметы и мебель вокруг, а также вкус еды и напитков. Чем больше подключишь органов чувств, тем точнее запомнишь текст», – говорит Татьяна Баширова.

Если сразу подключить все органы чувств не получается, то следует начать с одного, постепенно прибавляя каждый раз другие.

Для ежедневной тренировки памяти Татьяна Баширова также советует запоминать слова. Для этого нужно взять список из десяти (постепенно прибавляя по два-три новых), не связанных между собой слов. Необходимо представлять каждое слово в виде образа и связывать его со следующим. В вашем воображении должен получиться некий фильм. Потом следует записать по памяти список слов в том порядке, в котором они были изначально, и проверить себя

«Например, у нас десять слов: медведь, мороз, рога, елка, пять, дерево, поезд, щека, воротник, окно. Придумываем связи между ними и представляем у себя в воображении их так, как будто смотрим фильм: Медведь замерз на морозе и нашел рога под елкой. Возле елки росло еще 5 деревьев, которые срубили и увезли на поезде. Машинист поезда натянул на щеку воротник своего свитера и смотрел в окно. Такой рассказ легко представляется в воображении и вам не составит труда записать все слова по порядку, вспоминая его», – приводит пример Татьяна Баширова.

Кроме того, руководитель отдела обучения QBF Аветис Вартанов предлагает рифмовать текст. Даже если данные начинают выглядеть как смешной и бессмысленный стишок, то запомнить их становится легче. Необходимо ежедневно узнавать что-то новое, читать определенный объем познавательной информации, учить стихи. Следует отказаться от механических действий, которые человек воспроизводит на автоматизме, это помогает формировать новые нейронные связи. Визуализации, восстановление ярких образов из памяти, решение арифметических или логических задач, кроссвордов, головоломок – все это тренировки для мозга и памяти, которые важны так же, как и для мышц.

Существует еще один действенный способ, которым зачастую пользуются актеры и телеведущие – мнемонический, так называемый «дворец памяти». Эта методика неоднократно упоминалась в фильмах и книгах, ей особенно легко обучить детей и подростков, у которых богатая фантазия. О ней подробнее рассказала эксперт онлайн-школы иностранных языков Alfa School Анна Журба.

«Представьте себе место, которое вам хорошо знакомо, знакомо до мелочей, где вам комфортно и спокойно. Это может быть комната, квартира, дом, что угодно. Когда вам нужно запомнить некий набор фактов, разместите их в этом «дворце». Предположим, вы учите набор из 100 иностранных слов. Разместите предметы, которые они означают, в вашем дворце, добавьте к этому слова, означающие цвета и действия. И мысленно пройдитесь по этой комнате. Когда вам нужно будет вспомнить выученное, просто вернитесь в эту комнату и обойдите ее заново. Можете даже выделить каждому предмету, который учите, отдельную комнату», – рассказывает Анна Журба.

Кроме всего прочего, эта методика позволяет не держать знания в оперативной памяти, а сохранять в долгосрочной. Проще говоря, выученные 100 слов, отложенные в дальнюю комнату, не будут вам мешать помнить, выключили ли вы утюг и во сколько уходит ваш автобус. Память, как и любой другой физический, эмоциональный и ментальный навык, требуют постоянных тренировок.

Как запомнить большой объем текста?

Часто перед выступлением или презентацией нам нужно запомнить большой объем информации – написанную речь, подтверждающие факты или цифры. Для подобной цели также существуют методы.

Для начала следует прочитать текст и вникнуть в его суть, разбить по смысловым частям. В тексте присутствует логика и повествование, развитие смыслов – это тоже будет хорошей опорой для запоминания. Так можно запомнить, что за чем следует, после какой идеи идет следующая.

«Предельно важно понимать, для чего вы учите этот текст, зачем вам нужно его запомнить? Какие смыслы лежат в этом? Если воспроизведение большого отрывка текста позволяет, можно добавить так называемые «якоря», например, ходить по комнате и на определенных словах или абзацах останавливаться посередине комнаты, либо изменять тон, тембр или высоту голоса, эмоциональное наполнение, для якорения с определенной фразой. Ставьте такие «якоря» как опорные точки», – говорит Зияда Сайдутова.

Если ситуация воспроизведения позволяет, можно использовать стакан воды, ручку, карандаш или стул. Например, вы садитесь на стул, когда пора начинать следующий абзац по смыслу, таким образом вы запомните, что после определенного абзаца нужно сесть на стул, и вся ситуация будет этому способствовать.

Тем, у кого преобладает визуальная память, Зияда Сайдутова предлагает разделять большой текст не только по смыслам, но и выделить маркером или карандашом абзацы. Для людей с выраженной слуховой памятью рекомендуется записать на диктофон и прослушивать запись так часто, как требуется. Если добавить интонации, тембр, эмоциональное чтение, то это поможет быстрее запомнить. Даже если у вас преобладает слуховая память, старайтесь использовать все каналы восприятия.

Важно дать себе время, вряд ли вы запомните большой отрывок текста за один час, и этого не нужно, концентрация внимания эффективна не более 30 минут подряд.

Как запомнить числа и даты

Чем больше зон мозга человек задействует при запоминании, тем легче ему будет потом восстановить информацию. Кому-то поможет вспомнить звук, кому-то вкус, кому-то цвет, форма, фактура. Своими советами и методами поделилась нейропсихолог, основатель и руководитель «Школы СуперМозг» Гюзель Абдулова.

Метод оживления

Что нужно сделать, чтобы восстановить или создать яркие и прочные следы памяти, когда мы читаем, пересказываем, учим правила? Важно сесть поудобнее, расслабиться, дать себе команду: «Я увижу, я представлю!», то есть «оживить» информацию. Причем оживлять можно не только слова, но и даты. Читая книгу, вы видите, чувствуете, представляете происходящее в этот временной промежуток, вам даже кажется, что события происходят у вас на глазах. Кроме того, при оживлении полезно включать себя в представляемые обстоятельства.

Метод ассоциаций

В чем особенность ассоциации? Она не должна быть дословной, полностью совпадать с тем, что мы запоминаем. Ее задача в том, чтобы вытягивать нужную нам информацию, подобно крючку. Так в поговорке о цветах радуги (Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан) нам подсказывают только первые буквы слов. Научитесь придумывать свои ассоциации. Они всегда лучше запоминаются, чем навязанные кем-то, так как на их сочинение потрачены силы, они имеют индивидуальный контекст, основаны на личном жизненном опыте.

«Дело в том, что наша память, восприятие, речь построены по принципу ассоциаций. Зная эту закономерность, можно легко подготовиться к любому экзамену. Это работает и в математике. Например, цифра 2 похожа на лебедя, цифра 1 – на летящую стрелу или копье. С этими образами можно весело и с пользой играть, запоминая даты, таблицу умножения, номера телефонов. Так в процесс запоминания мы уходим от скучной зубрежки к увлекательной развивающей игре. Чем ярче и образнее вы будете подбирать ассоциации, чем выразительнее будут ваши эмоции, тем проще будет потом вспоминать необходимую информацию», – отмечает Гюзель Абдулова.

Навык придумывания ассоциаций можно тренировать каждый день, а не только во время учебы или сдачи экзаменов. Очень полезно замечать сходство и различия в окружающем мире, это мощный инструмент развития мышления и воображения.

Как развить память у ребенка: совет невролога

Разумеется, все эти методы будут иметь эффект, если человек высыпается, борется со стрессом, питается здоровой пищей и ведет активный образ жизни. В жизни ребенка очень часто возникают задачи, связанные с запоминанием – ему нужно обучаться большую часть жизни и правильно откладывать в своей голове новые знания.

Врач-невролог АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) Анна Терехова отмечает, что для улучшения памяти необходимо формирование новых нейронных связей в головном мозге. У ребенка память неразрывно связана с общим состоянием организма. Необходимо полноценное питание, профилактика авитаминозов (витамин D, С и др.). Также память ребенка связана с формированием речи и моторных функций.

«Важно не заучивать текст, а наиболее полно пересказать его. Играйте с детьми в «пальчиковые игры» и делайте «пальчиковую гимнастику» с постепенным усложнением заданий. Эта рекомендация подходит и для взрослых. Не существует продукта, который бы достоверно улучшал память. Придерживайтесь принципов здорового питания, контролируйте свой витамин D и соблюдайте адекватный питьевой режим», – заключает Анна Терехова.

Как развить свою память

Данное упражнение одно из самых эффективных. Выбираем произвольно двадцать слов для последующего запоминания и присваиваем им порядковые номера от 1 до 20.

На запоминание дается не более 40 секунд. После этого необходимо записать все слова с соответствующими им номерами в том виде, в котором они запомнились.

(1. Красота 2. Торговля 3. Компот 4. Дерево 5. Анализ 6. Настроение 7. Бумага 8. Преданность 9. Щебень 10. Орфография 11. Оттенок 12. Ручка 13. Шоколад 14. Трудолюбие 15. Счастье 16. Приставка 17. Овраг 18. Узник 19. Канделябр 20. Черника)

Чтобы вычислить эффективность запоминания (в процентах) необходимо произвести расчет по следующей формуле: количество правильно воспроизведенных слов разделить на 20 и умножить на 100. К примеру, записав правильно 10 слов, вычислим эффективность запоминания: 10/20×100=50%

Запоминание чисел

Данное упражнение также прекрасно улучшает и развивает память. Необходимо за 1 минуту запомнить 10 нижеуказанных предложений и воспроизвести их полностью в той же последовательности.

Машины – это неотъемлемая часть жизни современного человека (1). Они окружают нас повсюду (2). Мы пользуемся ими каждый день (3), и просто не смыслим жизни без них (4). С развитием человечества началось постепенное освоение территорий (5). Со временем люди начали использовать в быту природные материалы (6). Первой же важной вехой в развитии человечества считается изобретение колеса (7). Человек стал изобретать более сложные механизмы (8), пользоваться не только своей энергией, но и энергией, животных, воды и ветра (9). С появлением первого двигателя машина превзошла человека по мощности (10).

Чтобы вычислить эффективность запоминания (в процентах) необходимо произвести расчет по следующей формуле: количество правильно воспроизведенных предложений разделить на 10 и умножить на 100. Согласно данным исследований, в том случае, если результат составляет 90-100%, то память можно считать великолепной, если 70-90% – очень хорошей, если 50-70% – хорошей, если 30-50 – удовлетворительной, если 10-30% – плохой, а если 0-10% – очень плохой.

Благодаря подобным упражнениям память развивается. Хотя это и медленный процесс, но, тем не менее, результаты на лицо. Достаточно установить связь между запоминаемыми объектами или событиями и информация воспринимается легче и запоминается быстрее.

Также огромную помощь в запоминании оказывают ассоциативные связи. К примеру, можно ежедневно выполнять простейшее упражнение с 20 числами, ассоциативно связывая их с какими-нибудь предметами в соответствии с принципом словесно-числового запоминания. Благодаря этому упражнению можно увеличить мнемонические способности мозга и выработать феноменальную память.

Помимо ассоциативного упражнения, специалистами рекомендуются следующие упражнения для улучшения памяти:

  • Быстро назвать несколько слов, которым бы соответствовали сразу 3-4 определения. К примеру: белый, холодный, мягкий.
  • Выложить произвольно взятые несколько костей домино, запомнить их в течение 10 секунд, после чего отвернуться и назвать сумму.

При выполнении различных упражнений для улучшения памяти не стоит забывать о том, что человек воспринимает не только смысловую информацию, но соответствующие ей звуки, запахи, вкусы, цвета и тому подобное.

  • Необходимо использовать обоняние на 100%. Не стесняться нюхать цветы, ароматические масла, духи, блюда… Надо анализировать всё то, что уловит обоняние, сравнивать запахи между собой. Можно описывать эти запахи и свои ощущения.
  • Перед тем, как проглотить еду, надо посмаковать ее 2-3 секунды. Это позволит лучше чувствовать вкус еды и напитков, поможет правильно оценивать поглощаемую пищу и сохранить это в своей памяти.
  • Окружающий нас мир полон прекрасных звуков. Анализируя звуки и прислушиваясь к ним, можно научиться сопоставлять их со звуками знакомых музыкальных инструментов или даже уловить в них мелодию или разобрать слова какой-нибудь песни.
  • Можно тренировать память, запоминая лица окружающих людей. Для этого надо внимательно рассмотреть выбранное в толпе лицо, отыскать его доминирующие черты. Это может быть длинная борода, буйная шевелюра, чувственные губы… Благодаря этому исследованию в следующий раз, встретив этого человека, можно будет без труда его узнать.
  • Для запоминания фамилии новых знакомых рекомендуется использовать зрительный образ-символ фамилии. К примеру, Королев – король, Панкратов – пан, Лисовой – лис и так далее. Здесь все зависит от ассоциаций, которые приходят на ум. По мнению многих ученых, ассоциация – это лучший помощник человеческой памяти.

Взрослый человек при должной старательности и усидчивости способен достичь огромных успехов в весьма короткие сроки. Систематические тренировки по улучшению навыков запоминания – это гарантия того, что в будущем не придется жаловаться окружающим на свою плохую память.

как запоминать то, что нужно

Редакция МС.today собрала лучшие книги по развитию памяти. Они помогут прокачать мозг разными техниками, а том числе такими, которыми пользовались древние греки.


Техники для развития памяти

«Тренажер памяти. Как развить память за 40 дней», Гарет Мур

Источник

Гари Мур получил докторскую степень в Кембриджском университете, разработал программу упражнений для развития памяти и написал несколько книг. Главная мысль этой – память нужно регулярно развивать. Здесь он:

  • объясняет, чем полезна тренировка памяти;
  • советует техники для повседневной жизни;
  • учит запоминать конкретные вещи: PIN-код, текст для выступления и так далее.

Автор считает: если вы будете постоянно запоминать что-то новое, то скоро ваш мозг начнет работать лучше. Он дает упражнения, которые в течение 40 дней научат лучше запоминать информацию.

Для чего читать книгу? С помощью простых игр для тренировки памяти вы научитесь легко запоминать даты, текст и иностранные слова. Заказать книгу.

«Эйнштейн гуляет по Луне», Джошуа Фоер

Источник

Джошуа Фоер решил разобраться, как устроен человеческий мозг, и начал изучать механизм памяти. Всего через один год тренировок он попал на чемпионат США по запоминанию и победил. В своей книге он рассказал, почему мы хорошо помним важную для нас информацию и легко забываем то, что нам не нужно.

Билл Гейтс назвал ее «феноменальной» и считает одной из лучших книг по развитию памяти. Автор говорит, что мы лучше запоминаем картинками. Он делится техниками визуализации, которые помогли ему стать чемпионом.

Для чего читать книгу? Разберетесь, как работает память и как запоминать много информации. Заказать книгу.

«Тренируй свою память», Рюта Кавашима

Источник

Рюта Кавашима – японский нейроученый и специалист по томографии мозга. В этой книге он дает упражнения, которые улучшают память и работу мозга. Задания поделены по дням и рассчитаны на четыре недели занятий. Некоторые из них простые, например, разгадать загадку, а некоторые – сложные: когда нужно запомнить таблицу с числами и так далее. В конце недели можно проверить, улучшилась ли ваша память. В книге есть несколько вопросов об Украине.

Иногда автор устраивает читателю перерыв и просто рассказывает об исследованиях работы мозга. Это помогает разобраться, как он работает.

Для чего читать книгу? В течение 28 дней сможете регулярно выполнять задания, чтобы ваш мозг начал работать лучше. Заказать книгу.

«Тренировка памяти: Экспресс-курс», Рон Фрай

Источник

Рон Фрай – американский общественный деятель и автор 40 книг и методик по усвоению знаний. В этой книге он рассказывает о программе, которая:

  • поможет лучше запоминать прочитанное;
  • быстро вспомнить, куда вы положили какую-то вещь;
  • лучше подготовиться к экзамену и так далее.

В книге есть вопросы, чтобы понять свои слабые места. Еще автор расскажет, какие симптомы у ребенка с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности. – Прим. ред.). В конце вы сможете пройти тест и понять, как хорошо вы усвоили информацию.

Для чего читать книгу? Советы Рона Фрая можно адаптировать к любым ситуациям. Например, чтобы выучить иностранный язык, запомнить лица и имена людей, важные числа и другое. Заказать книгу.

«Безграничная память. Запоминай быстро, помни долго», Кевин Хорсли

Источник

Кевин Хорсли – профессиональный лектор, мотивационный тренер и рекордсмен по запоминанию. В школе у него была дислексия (неспособность научиться читать. – Прим. ред.), но спустя десять лет после выпуска он запомнил первые 10 тыс. цифр числа пи.

Автор считает, что память и концентрацию можно улучшить. Для этого нужно отучить себя делать несколько дел одновременно. В книге он предлагает свою методику, как структурировать информацию, которая надолго останется в голове.

Для чего читать книгу? Автор не только дает советы, как запоминать больше информации, а и приучает к самодисциплине. Он говорит, что его техники принесут пользу, только если их регулярно выполнять. Заказать книгу.

«Фактор Эйнштейна, или Как развить феноменальную память и скорость чтения», Вин Венгер, Ричард По

Источник

Авторы говорят, что каждый человек может влиять на свой ум, память, IQ и способность к обучению. Они предлагают технику, которая научит обходить ментальные запреты и поможет расширить способности подсознания. Так вы улучшите свою память и научитесь быстрее читать. Еще вы сможете получать высокие оценки на экзаменах, глубже погрузиться в творчество и повысить уровень интеллекта.

Для чего читать книгу? Советы из книги можно адаптировать к разным ситуациям. Они помогут лучше обрабатывать и запоминать новый материал. Еще разберетесь, как не теряться в информационном потоке. Заказать книгу.

«Как подружиться с головой. 50 упражнений на прокачку мозга», Майкл Пауэлл

Источник

Майкл Пауэлл – автор популярной научной литературы. В этой книге он дает простые, но работающие советы, как «прокачать» мозг, убрать стресс, настроиться на нужную волну и перестать все забывать. Книга дает практические советы, в ней минимум теории. Можно читать все разделы подряд или те, что интересны сейчас.

Для чего читать книгу? Поймете, как научиться жить здесь и сейчас, расслабить мозг и пережить перемены. Еще разберетесь, как мозг нас обманывает. Заказать книгу.

«Как забыть все забывать. 15 простых привычек, чтобы не искать ключи по всей квартире», Такаси Цукияма

Источник

Японский нейробиолог и нейрохирург Такаси Цукияма считает: когда начинаются проблемы с памятью, нужно менять образ жизни. В своей книге он рассказывает, как улучшить работу мозга. А еще:

  • как режим дня влияет на память;
  • как стимулировать приток крови к мозгу;
  • зачем читать вслух;
  • как научиться концентрироваться;
  • сколько часов нужно спать и так далее.

Для чего читать книгу? Сможете внедрить в свою ежедневную жизнь 15 простых привычек, которые помогут лучше запоминать информацию. Заказать книгу.

«Думай как математик. Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее», Барбара Окли

Источник

Барбара Окли – профессор инженерных наук Оклендского университета и автор популярного на Coursera (платформа бесплатного онлайн-обучения. – Прим. ред.) курса «Как научиться учиться». Она написала книгу для тех, кто постоянно развивается и кто ненавидит точные науки. Барбара считает, что каждый может научиться думать как математик.

Автор дает методику, которая поможет:

  • быстро решить задание из любой сферы;
  • «сжимать» идеи, чтобы они легко запоминались;
  • узнать о том, как работает мозг.

Эта книга – настоящий учебник, который нужно читать с карандашом и ручкой и выполнять задания.

Для чего читать книгу? Поймете, как воспринимать числа образами, как побороть прокрастинацию и почему так важно высыпаться. Заказать книгу.

Как устроен мозг

«Включите свою рабочую память на полную мощь», Трейси Эллоуэй, Росс Эллоуэй

Источник

Авторы рассказывают, что такое рабочая память, и объясняют, как она помогает в работе и в жизни. Они дают три теста, которые определяют вашу рабочую память. Затем вы найдете упражнения, чтобы лучше обрабатывать и запоминать информацию.

Еще Трейси и Росс Эллоуэй делятся последними открытиями о рабочей памяти и рассказывают, как она связана с СДВГ, аутизмом, дислексией и другими отклонениями в развитии мозга.

Для чего читать книгу? Разберетесь, как фокусироваться на одной задаче и не отвлекаться на раздражители. Заказать книгу.

«Как запомнить все! Секреты чемпиона мира по мнемотехнике», Борис Николай Конрад

Источник

Борис Николай Конрад – психолог, нейрофизиолог и чемпион по запоминанию в Германии. Он рассказывает, как работают мозг и память. Еще вы разберетесь:

  • действительно ли люди помнят все;
  • хорошая ли у вас память;
  • как и когда стоит улучшать память.

Автор детально, просто и без «воды» описывает нейронные процессы. В книге он дает техники по развитию памяти и рассказывает, как заставить свой мозг работать на полную.

Для чего читать книгу? Поймете, как работает память и почему мы часто что-то забываем. Получите практические упражнения для тренировки мозга, которые можно делать еще во время чтения. Заказать книгу.

«Нейрофитнес. Рекомендации нейрохирурга для улучшения работы мозга», Рахул Джандиал

Источник

Рахул Джандиал – нейрохирург и доцент в нейрохирургическом отделении City of Hope. Он рассказывает о последних открытиях в области мозга. Из книги вы узнаете, как работать под давлением и почему для творчества важно развивать оба полушария.

Автор уводит читателя в путешествие в свой кабинет и операционную. Он рассказывает, почему важно есть правильную еду и чем отличается мозг молодого и зрелого человека.

Для чего читать книгу? Узнаете, зачем и как нужно медитировать и правильно дышать. Заказать книгу.

«Еда и мозг. Что углеводы делают со здоровьем, мышлением и памятью», Дэвид Перлмуттер

Источник

Книга невролога и доктора медицинских наук Дэвида Перлмуттера, который объясняет, как углеводы влияют на мозг. Он считает: даже цельнозерновые продукты могут вызвать СДВГ, эпилепсию, головные боли, депрессию и другие симптомы. Хорошая новость в том, что это не зависит от генов и рацион можно изменить.

Книга стала бестселлером The New York Times. Автор дает четырехнедельный план питания, который улучшит мышление и память. Он предлагает отказаться от глютена, ГМО и периодически голодать.

Для чего читать книгу? Поймете связь между питанием и работой мозга. Разберетесь, как изменить диету, чтобы лучше себя чувствовать, быть сконцентрированным и запоминать больше информации.

«Разум мнемониста: маленькая книжка об огромной памяти», Александр Р. Лурия

Источник

Автор более 30 лет изучал внутренний мир реального человека с безграничной памятью, чье имя остается в секрете. После многих бесед и научных испытаний А.Р. Лурия описывает не только сильные стороны этого человека, и его слабости. Например, он ничего не может забыть и пассивно реагирует на мир.

Эта книга создала жанр гуманистических историй болезни. Писатель старался рассказать интересную историю, а не сухие факты, поэтому рассказ легко читать.

Для чего читать книгу? Разберетесь, нужно ли помнить все. Узнаете, с какими трудностями сталкивается мнемонист (человек, который запоминает большое количество информации. – Прим. ред.).

«Сохраняйте четкость: развивайте мозг в любом возрасте», Санджай Гупта

Источник

Санджай Гупта – американский нейрохирург и автор книг. Он работает заместителем начальника службы нейрохирургии в больнице Grady Memorial в Атланте, штат Джорджия, а также доцентом кафедры нейрохирургии в Медицинской школе Университета Эмори и главным медицинским корреспондентом CNN.

В книге он объясняет:

  • как устроен мозг;
  • почему возникает болезнь Альцгеймера;
  • как ее можно избежать.

Он считает: деменция (болезнь, при которой разрушается память и способность мыслить. – Прим. ред.) начинается за несколько десятилетий до того, как проявит себя. Поэтому начинать тренировать мозг нужно чем раньше, тем лучше. Он предлагает 12-недельную программу из упражнений, сна, йоги и медитаций, которая поможет «заточить» память. Washington Post пишет, что книга развенчивает многие мифы, например, что люди в зрелом возрасте не могут запоминать новую информацию.

Для чего читать книгу? Узнаете, как иметь здравый ум в любом возрасте.

«Нестареющий мозг», Дэйл Бредесен

Источник

Доктор Дейл Бредесен рассказывает, какие 36 факторов провоцируют болезнь Альцгеймера и как ее предотвратить. Он советует:

  • пить витамин В12;
  • убрать из рациона глютен;
  • больше заботиться о зубах и так далее.

Автор подтверждает свою теорию клиническими исследованиями. Девять из десяти пациентов, которые выполняли его советы в течение трех месяцев, стали чувствовать себя лучше. Книга стала бестселлером The New York Times и Wall Street Journal.

Для чего читать книгу? Вы поймете, какие процессы происходят в мозге и как после 50 лет иметь хорошие концентрацию и память. Заказать книгу.

История памяти

«Это мой конёк. Наука запоминания и забывания», Хильде Эстбю, Ильва Эстбю

Источник

Авторы – две сестры, одна из которых писательница, а другая нейропсихолог. Они рассказывают, как развивалась наука о памяти с эпохи Возрождения по сегодняшний день. На основе интервью с нейробиологами, писателями, таксистами, блогерами и другими они объясняют, как работает их память и почему она иногда дает сбой.

Книга интересна тем, что Хильде и Ильва Эстбю:

  • пытаются запомнить 100 дней своей жизни;
  • делятся личной историей;
  • проводят опыты над своим издателем.

Для чего читать книгу? Поймете, почему нельзя полностью доверять своим воспоминаниям. Разберетесь, как они меняются, когда мы взрослеем, и что делать с психологическими травмами прошлого. Заказать книгу.

«Искусство памяти», Фрэнсис А. Йейтс

Источник

Книга о том, как появились техники запоминания и какое место они занимают в истории и философии. Френсис Йейтс был первым, кто начал изучать искусство памяти. Он рассказывает, как оно зародилось в Древней Греции и изменилось в Древнем Риме. Почему в Средние века память была «религиозной» и какие техники мы используем до сих пор.

Чемпион США по запоминанию Джошуа Фоер рекомендует эту книгу тем, кто хочет не только лучше запоминать информацию, а мечтает стать рекордсменом.

Для чего читать книгу? Узнаете о технике «Дворец памяти», которую изобрели древние греки. Поймете, как с ее помощью хранить в голове любую информацию.

«Книга памяти: исследование памяти в средневековой культуре», Мэри Каррутерс

Источник

Автор разбирается, как тренировали память в Средние века. В те времена гениями называли ораторов, которым нужно было запоминать свои речи. Джошуа Фоер, чемпион по запоминанию, назвал их техники запоминания «эзотерическими и непостижимыми».

Книга будет интересна тем, кто увлекается не только тренировкой памяти, а и литературой, музыкой, историей, антропологией, нейропсихологией, медитацией и искусственной памятью.

Для чего читать книгу? «Прокачаете» воображение, которое помогает лучше запоминать. Разберетесь, почему сложно запоминать текст, и как превратить его в картинку.

«Метафоры памяти: история идей о разуме», Дуве Драйсма

Источник

Дуве Драйсма – голландский историк психологии. В этой книге он рассказывает, как память меняется с течением времени. Сейчас мы больше говорим о цифровой и фотографической памяти, а древние греки сравнивали эту способность с восковой доской. Основная мысль автора: метафоры, которые мы используем, формируют наши мысли.

Для чего читать книгу? «Метафоры памяти» советует Джошуа Фоер. Он считает: автор хорошо объясняет, как метафоры помогают запомнить информацию.

Можно ли натренировать память или интеллект?

Можно ли натренировать память или интеллект?

Foto: PantherMedia/Scanpix

Да, память можно натренировать. Давно замечено, что при постоянном заучивании память улучшается — уменьшается время, которое требуется человеку для запоминания определенного объема информации, и в свою очередь увеличивается объем того, что может обработать и воспроизвести наш мозг за определенный промежуток времени.

Если человек привык постоянно запоминать и воспроизводить информацию — будь то стихи, иностранные слова, должностные инструкции – его мозг начинает работать активнее.

Если вы хотите улучшить память, начинайте с малого, постепенно увеличивая объем для запоминания. Выбирайте способ заучивания с учетом тех каналов восприятия, которые у вас больше развиты. Если вы визуал, используйте листок и ручку (хорошо для этого подойдут также цветные фломастеры), чтобы записывать основные моменты во время заучивания, а потом на отдельном листе воспроизвести то, что запомнили.

Если вы аудиал, и у вас преобладает слуховая обработка информации, попробуйте наложить текст для запоминания на известную мелодию, так вы быстрее его запомните. Существует и множество других способов запомнить сложную информацию, один из самых известных – выстроить ассоциацию по звучанию слов, имен, названий, образов, цифр.

Разберемся с интеллектом. Что это такое? Интеллект — это мыслительная способность человека. Соответственно, чтобы его развивать, нужно не переставать мыслить!

Многие ошибочно полагают, что интеллект активно развивается только в детстве и юности, после чего он остается на достигнутом уровне. На самом деле его развитие останавливается не в силу возраста, а потому, что с годами большинство людей обучаются жить и действовать по определенным инструкциям, мыслить шаблонами и использовать известные, проверенные пути. Они перестают генерировать новые идеи, придумывать.

“Затормозить” интеллект также может узкий круг увлечений или занятия, не требующие большой умственной нагрузки, например, просмотр телевизора или компьютерные игры.

Самый простой способ заставить “мозги работать” — регулярно решать небольшие упражнения на развитие внимания, логики, образного и пространственного мышления, постепенно увеличивая их сложность. Еще один вариант – устный счет. Сегодня для многих молодых людей даже сложение и вычитание в уме представляется непростой задачей.

Как улучшить память: 7 научно обоснованных стратегий

Что ты надел на работу в прошлый вторник? Можете ли вы вспомнить каждый разговор, который у вас был на последней вечеринке, которую вы посетили? Каковы все подробности о событии, на которое ваш друг рад вас пригласить? Если вы похожи на большинство людей, вы можете попытаться ответить на эти вопросы, но вам будет сложно вспомнить конкретные детали.

Вместо того, чтобы быть похожими на видеозапись, наши воспоминания подобны картине события, написанной художником.Они не могут зафиксировать все, что мы переживаем, эмоции часто влияют на то, как создаются воспоминания, и со временем они изнашиваются.

К счастью, исследователи разгадали загадку того, как мы создаем воспоминания, чтобы вы могли научиться повышать точность и количество своих воспоминаний.

Но сначала несколько ключевых фактов о памяти, которые вам следует знать:

Воспоминания могут развиваться

Если вы когда-либо вспоминали с членом семьи или старым другом, и вы оба клянетесь, что что-то произошло по-разному, вы, вероятно, правы в том, что их память неверна, но и ваша тоже, вероятно, неверна.

Исследователи из Университета Макгилла обнаружили, что каждый раз, когда вы вызываете воспоминание, ваш мозг должен перестроить его, чтобы снова сохранить. В процессе могут быть допущены ошибки, что позволяет вашим воспоминаниям со временем меняться. Таким образом, ваша память о событии, которое произошло вчера, может сильно отличаться от настоящего через годы, когда вы думаете об этом.

↑ Содержание ↑

Чувства встроены в воспоминания

Вы когда-нибудь задумывались, почему, думая о важном моменте своей жизни, вы начинаете переживать чувства, которые были у вас в прошлом? Это потому, что ваш мозг хранит чувства как часть воспоминаний.Очень сильные чувства также могут исказить вашу память. В одном исследовании у 73% людей были неправильные воспоминания о терактах 11 сентября, потому что их мозг изо всех сил пытался справиться с таким травмирующим событием.

Урок

: если вы испытываете сильные эмоции по поводу чего-то, перепроверьте факты, чтобы убедиться, что ваши воспоминания точны.

Хотите стать мастером памяти? Узнайте, как это сделать, из выступления на TED Идриза Зогая, ведущего эксперта по памяти: